Не верьте журналисту, расписывающемуся в безразличии к тому, читают его газету или нет, слышат его слабый голос в общем шуме СМИ или не замечают совсем. Особенно когда обсуждаются важные вопросы.
Недавно газета «День» предложила своим читателям анкету о религиозной ситуации в Украине. В ответ мы получили внушительную стопу очень интересных писем. Все они свидетельствуют, что проблема не является абстрактным творением журналистов, а касается всех, размышляющих над историей и сегодняшним днем нашего общества. Читатели высказывают различные мнения, среди них есть и такие, с которыми наша редакция не может согласиться. Все они, однако, свидетельствуют о неравнодушии, о размышлениях, о том, что «не хлебом единым жив человек».
Есть еще один, весьма радостный для нас, признак этих писем — подавляющее большинство читателей высказывает уважение к газете «День» и выделяет ее из многотысячного потока изданий, составляющих сегодня информационное пространство страны. Так, г. Ткачук из г. Дунаевцы пишет, что «ему очень нравится последовательная независимость газеты «День», ее научность, грамотность, оперативный отклик на события дня, откровенность и критичность ее авторов». То же самое думает г. Рудоквас из Киева: «Газета «День» — наша газета, газета большинства. Она объективно отображает настоящую жизнь. Несмотря на все трудности, я выделяю часть своей жалкой пенсии, чтобы подписаться на нее».
Уважение не исключает, конечно, критики, в частности, критики нашего подхода к освещению религиозной жизни в Украине. Так, Юрий Васильев в очень серьезном материале «Об особенностях православной публицистики» указывает, что «православная апологетика должна найти свое место в СМИ и, в частности, в газете «День» — кому многое дано, к тому и требования большие». Мы, однако, считаем, что православная апологетика — это высокое задание для теологических изданий православных церквей. «День» — газета сугубо светская. Анатолий Вороной в большой статье «Боженька хуже Гитлера» обвиняет нас в том, что мы помогаем власти «загнать нас в средневековье, сделать всех верующими». Ему досадно, что газета якобы выступает в защиту любой веры, а такое убеждение, как атеизм, — дискриминирует. И здесь же справедливо указывает на то, что «все мы не стали в одно мгновение верующими», и что до сих пор атеизм доминирует в нашем обществе. А вышеупомянутый п. Рудоквас весьма недоволен тем, что «в статьях о религии и в интервью автор Гудзик превозносит до небес патриарха Филарета, ... отлученного Вселенским (?) Архиерейским собором от церкви как раскольника». Здесь позволим себе напомнить, что патриарх Филарет не пустынник, не сам по себе, а является главой большой православной церкви, состоящей из более чем 2000 приходов. И когда мы говорим о патриархе, то должны думать о миллионах верующих Украины, об его пастве. То же самое касается нашего уважения ко всем другим церквям и конфессиям.
Сколько людей, столько мнений и убеждений — так и должно быть в демократическом обществе. В ближайшее время мы сделаем попытку более подробно изложить содержание полученных редакцией писем.
А сейчас немного о том стиле, в котором кое-кто (подчеркиваю — только кое-кто!) ведет дискуссию с невидимыми противниками. Ибо некоторые письма прямо-таки насыщены воинственной нетерпимостью, словно излучают ненависть к инакомыслящим. Есть и такие, что напоминают по стилю и цели публичные доносы минувших времен, при помощи которых с общественной арены словно мечом ловко устраняли своих идейных противников. А очень хотелось бы немного джентльменства, может, даже старомодного. Чтобы оппоненты умели увидеть положительное в доказательствах противника, пытались бы понять, почему он думает именно так, а не иначе. Ведь чистый пафос обвинений никогда ничего никому не доказывает. Этот пафос полезно разбавлять логикой, а еще — хотя бы небольшой дозой юмора. Даже и особенно при таких обстоятельствах, когда «совсем не до смеха». Пусть все спорщики начинают свои контраргументы такими, например, фразами: «Уважаемый мной господин N. высказал очень интересное мнение, одинаково поражающее как глубиной, так и несостоятельностью».