Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Религиозная конкуренция по-украински

5 сентября, 2003 - 00:00

Во второй половине июля в Вене состоялось специальное заседание Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), посвященное проблемам религиозной толерантности. Эта тема снова приобрела для Европы острую актуальность после того, как Запад и Восток перестал разделять железный занавес, — ситуация в странах «молодой демократии» не всегда и не везде соответствует западным стандартам религиозной свободы. На заседании было принято три настойчивые рекомендации, адресованные законодательным и исполнительным структурам власти в странах-членах ОБСЕ (главным образом — посткоммунистических).

Венская встреча рекомендует (1) не создавать специальное законодательство для ограничения свободы совести в стране — даже ради национальной безопасности (устранения угрозы терроризма, государственного переворота) и ради ограничения расистской пропаганды или межрелигиозной вражды. Это не стоит делать по той простой причине, что все необходимые ограничения прав и свобод граждан всегда предусматриваются в общих национальных законодательствах. И в случае, если религиозный человек или община так или иначе нарушают законы своего государства, они должны привлекаться к суду в соответствии с Уголовным или другими кодексами. Введение же специальных религиозных ограничений является нарушением прав человека. Законодатели ОБСЕ рекомендуют также (2) не злоупотреблять понятием «национальная безопасность» или другими идеологическими мотивами для ограничения деятельности тех или иных религиозных групп, поскольку согласно международным правовым актам, идеологические аргументы не могут быть основанием для ограничения религиозных свобод. Еще одна рекомендация ОБСЕ предостерегает (3) против введения правовой «иерархии церквей» в стране, то есть против предоставления разного законодательного статуса разным религиозным сообществам. Например, предоставление особых прав определенным церквям — как «традиционным», «национальным», «историческим», «доминирующим» и тому подобное. Венская встреча выступила за отмену подобных законодательных «иерархических» определений там, где они уже приняты (речь идет, в частности, о законодательстве РФ).

Как видим, рекомендации ОБСЕ направлены на обеспечение свободы вероисповедания любым конфессиям и церквям, независимо от их «возраста», происхождения, численности и вероисповедальных догматов. Независимо даже от того, нравятся эти церкви нам с вами или нет. Перефразировав известное благородное изречение Вольтера, это можно сформулировать так: «Мы не принадлежим к той или иной деноминации и не признаем ее догматов и обрядов, нас шокирует эмоциональная несдержанность ее богослужений, мы не можем понять, почему украинцы избрали себе духовного пастора в Африке. Но мы должны делать все, чтобы адепты этой религиозной группы — наши сограждане — могли спокойно исповедовать свою веру».

Как раз после решений ОБСЕ на прошлой неделе в Киеве прошла пресс-конференция, которую провели влиятельные деятели иудейского сообщества в Украине вместе с православными «защитниками веры и общества от тоталитарных сект» (под их определение «секта» попала добрая треть зарегистрированных в стране религий, конфессий и деноминаций). Журналистов собрали на пресс-конференцию не ради важных новостей, а для того, чтобы настроить украинские СМИ против «вредной протестантской секты» иудеохристиан. «Секты», которая избрала для своей миссионерской деятельности «коварный криминальный путь» — проводит в городах Украины фестивали еврейского искусства и использует их для привлечения зрителей к религиозному движению «Слушай Израиль!»

Движение «Слушай Израиль!» пытается объединить иудаизм и христианство, то есть убедить евреев признать Евангелия и, тем самым, Иисуса Христа как Мессию, о котором говорится в Ветхом Завете. Подобные попытки известны давно, уже с первых веков нашей эры, но они никогда не имели заметного успеха (если, конечно, не учитывать христианство) и трактовались как ереси. Это одна из красивых утопий человечества, к воплощению которой не готова ни одна из сторон, ни иудеи, ни христиане. Несмотря на это, периодически возникают все новые формы иудеохристианства (Мессианисты, Евреи за Христа, Евреи-евангелисты и др.); среди них — современное движение «Слушай Израиль!»

Но сейчас речь идет не о евреях-христианах. Вернемся к упомянутой выше пресс-конференции, которая объединила ортодоксальных иудеев и православных борцов с «тоталитарными сектами». В их выступлениях звучали страстные обвинения иудеохристианских миссионеров: «Какое право имеют они проповедовать здесь свою религию?», «Почему городская власть позволяет подобные безобразия?», «Как смеют эти миссионеры проводить музыкальные фестивали?», «Кто им позволил распространять в Украине гуманитарную помощь?», «Мы будем судиться с ними!» и др. Известное выражение «каноническая территория», правда, не употреблялось, но речь шла именно о ней — об украинской территории наших ортодоксальных иудеев. С ними в унисон пели православные антисектанты.

Все-таки какое удивительное существо — человек! Ну, пусть православные «борцы с сектами» — это «наши» люди, мы к ним привыкли. Но иудеи! Казалось бы, народ, религия, которые веками жестоко и неоправданно преследовались, изгонялись за пределы многих европейских стран, терпели унижения, страдали от ограничений в правах и в исповедовании своей веры, должны быть образцом терпимости, снисходительного отношения к религиозным меньшинствам. И возможно, даже помогать им, как сегодня помогают, скажем, немецкие католики и протестанты немногочисленным православным парафиям Германии. А в действительности — ожесточенность и непримиримость!

Все религии, понятно, не любят соперников, но ведь есть другие способы удерживать свою паству, а именно — работать с этой паствой. А не требовать от местной власти запретить фестивали и богослужения, угрожать судебными преследованиями, пытаться отменить аренду помещений своим «конкурентам». Есть и другая сторона ситуации: уважаемым представителям украинского иудаизма стоило бы немного считаться с престижем нашего государства в мире. Ведь, что значит запретить то или иное религиозное мероприятие без серьезных объективных причин? Соответствует ли это нашей Конституции?

И еще одно. На пресс-конференции присутствовали известные, уважаемые иудейские деятели. Некоторые из них — американского происхождения, то есть родились, воспитывались, учились в атмосфере свободы совести «по-американски», то есть настоящей религиозной свободы. Так что интересно знать, осмелились ли бы эти люди требовать от какого-то губернатора США запретить религиозное собрание той или иной «секты» только на том основании, что она им не нравится (является потенциальным конкурентом)? Почему это до сих пор возможно в Украине? (И не только со стороны иудейской общины, к сожалению). А потом Конгресс США внесет Украину в ежегодный «черный» список стран, в которых грубо нарушается религиозная свобода.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ