Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

РОСТОВСКИЙ МИТРОПОЛИТ ИЗ МАЛОРОССИИ

29 октября, 1999 - 00:00

В октябре православные церкви почитают память святителя Дмитрия, митрополита Ростовского — в 1752 году осенью были найдены нетленные мощи святого. Митрополит Дмитрий был выдающимся деятелем православной церкви, теологом, писателем, просветителем, продолжателем той линии образованного духовенства, начало которой положил Петр Могила. Его жизнь, его служение пришлись на то время, когда не только начала украинской государственности, но и автономия украинской церкви были поглощены Москвой.

Родился будущий митрополит в 1651 году в городке Макаров в семье казацкого сотника, ктитора Кирилловского киевского монастыря Григория Туптало. Новорожденного окрестили Даниилом. Его крестной матерью, по некоторым свидетельствам, была сестра жены Тимоша Хмельницкого молдавская княжна Мария Радзивилова.

Даниил с детства отличался умом, любознательностью, склонностью к книжному делу, которое в те времена было почти неразрывно связано с церковью. И в 17 лет Даниил принял в Кирилловском монастыре постриг, став монахом Дмитрием. Сохранилось описание живописной картины, которая потом висела в келье Дмитрия, уже митрополита. Там изображено, как молодой Даниил просит у отца и матери благословение на постриг, на монастырскую жизнь. Для нас особенно интересно, что его родители изображены в тогдашней украинской казацкой одежде.

Еще молодым монахом Дмитрий выделялся необычайным даром слова, красноречием, завораживавшим слушателей. После посвящения в иеромонахи (тогда ему исполнилось 25 лет) Дмитрий странствовал из монастыря в монастырь, произносил в церквях составленные им самим проповеди и вскоре приобрел славу выдающегося проповедника. «Златоустого» Дмитрия очень ценил Киевский митрополит Лазарь Баранович, сам незаурядный автор. Как пишет российский историк церкви протоиерей Смирнов, «Литва и Малороссия спорили о нем, приглашая к себе в проповедники». В конечном итоге, гетман Самойлович уговорил иеромонаха Дмитрия осесть в Батурине, где он был высвячен на игумена. Владыка Лазарь тогда пошутил пророчески: «Вас зовут Дмитрием, а поэтому желаю Вам также митру (то есть епископство). Пусть Д-митрий получит митру!»

Новую страницу в жизни игумена Дмитрия открыл его переезд в Киево-Печерскую лавру. Именно тут он начал редактировать и готовить к изданию большую и важную церковную книгу «Четьи-Минеи» — сборник жития святых для чтения в церкви и дома на каждый день года. Это планировал сделать Петр Могила, но не успел. Упорядочивая «Жития святых», Дмитрий пользовался многими источниками — старинными киевскими изданиями, монастырскими рукописями с горы Афон, различными западными сборниками. «Особенно важно, — пишет историк Николай Костомаров, — что Дмитрий относился к материалам, которыми пользовался, действительно критично».

В то время гетманом стал Иван Мазепа, который тоже был весьма благосклонен к способному, образованному и очень работящему игумену. В типографии Киево-Печерской лавры начали печатать — по частям — «Минеи». По этому поводу Московский патриарх Аким выразил большое неудовольствие — он хотел, чтобы честь издания «Миней» принадлежала Москве. Гетман Мазепа сумел, однако, уладить дело, более того — «склонил» Московского патриарха на сторону игумена Дмитрия.

Начался ХVIII век, набирали обороты реформы Петра I; царь хотел иметь вокруг себя на всех должностях способных и образованных людей. «Западная» Малороссия была тогда неисчерпаемым поставщиком «умов». Так, выпускники Киево-Могилянской коллегии Стефан Яворский и Феофан Прокопович были среди самых активных деятелей царской «перестройки» церкви. В большом фаворе — не в последнюю очередь благодаря широкой европейской образованности — находился при московском дворе также гетман Мазепа, высокий покровитель архимандрита Дмитрия.

Поэтому не удивительно, что в 1701 году царским приказом Дмитрия переводят в Москву, высвячивают на епископа, ставят архиепископом и дают кафедру... Сибирского митрополита. Дмитрию было тогда 50 лет, что в те времена считалось весьма преклонным возрастом; он часто болел и тосковал в московском климате, который считал очень суровым. А тут — «царская ласка», Сибирь. Между тем, все его планы, вернее, вся его жизнь вращалась вокруг завершения «Миней», для чего абсолютно необходима была большая библиотека. Нельзя было и думать перевозить ее в Сибирь. Поэтому архиепископ Дмитрий решился на пассивное сопротивление воле царя — не ехать по назначению, ссылаясь на слабое здоровье. Царь Петр сам приехал навестить нового архиепископа, обошелся с ним милостиво и оставил в Москве.

На этом окончательно закончилась — на 50-м году жизни — «малороссийская» часть жизни Дмитрия. В Москве он продолжал свой труд, для которого митрополит Стефан Яворский, тогда местоблюститель патриаршего престола, создал все условия. А в 1702 году Дмитрий, опять по царскому велению, получил епархию, став Ростовским митрополитом. (Очень типично для тогдашних порядков в Московской церкви — епископов назначал царь). Приехав в Ростов (теперь Ярославская область), митрополит Дмитрий сразу указал в соборном храме место своего вечного отдыха — он был уверен, что уже никуда не поедет, что здесь и умрет: «Се покой мой, тут поселюсь в века вечные».

В Ростове произошло очень знаменательное событие в жизни митрополита — он закончил свой долгий труд над «Житиями святых», который начал более 20 лет назад, в Малороссии. Полное издание «Миней» было осуществлено в 1705 году типографией Киево-Печерской лавры, к счастью, еще при жизни Дмитрия. На протяжении следующих веков эта книга переиздавалась многократно и долго пользовалась большим спросом читателей. В 1905 году пересказ «Четьих-Миней» русским языком был издан Синодальной типографией Москвы, а в сентябре 1999 года состоялась презентация репринта этого издания в 12 томах, осуществленная Киево-Печерской лаврой (УПЦ Московского патриархата).

В Ростовской епархии перед митрополитом Дмитрием встали особые задачи и трудности. Познакомившись с парафиальным духовенством епархии, он был поражен и даже напуган его невежеством, полным отсутствием внутреннего благочестия. Нужно было что-то предпринимать, улучшать дело. И митрополит Дмитрий занялся духовной просветительской деятельностью. В частности, он регулярно писал для священников так называемые «остороги» (инструкции), где излагал нормы поведения, как сказали бы сегодня, духовного лица — в храме и в быту.

А вскоре новый митрополит основал — на собственные средства — в Ростове семинарию, в трех классах которой учились до 200 учеников. Митрополит брал постоянное и активное участие в учебном процессе — преподавал, контролировал, всегда присутствовал на экзаменах. Летом он содержал семинаристов на своем хуторе, читал им Святое Письмо, Отцов церкви, объяснял, комментировал. Учителем, как и человеком, он был кротким, очень добрым; бурсаки в нем души не чаяли.

Тогда, в Ростове, митрополит Дмитрий создал первую в Московском царстве семинарию.

Всю жизнь, до конца своих дней митрополит Дмитрий не прекращал писать и произносить проповеди. В конце ХVIII века они получили большое распространение как в Украине, так и в Москве, стали любимой книгой нескольких поколений «малороссов». Слушать митрополита всегда собирались большие толпы народа. Проповеди, которые дошли до нас, написаны на церковнославянском языке с заметным украинским «акцентом», отличаются живостью образов и глубиной чувств. Николай Костомаров считает, что «проповеди Дмитрия стоят намного выше проповедей его предшественников и современников, ведь были они не схоластическими упражнениями, а плодом правдивого вдохновения, свидетельствовали об одаренном и добром характере автора... В его текстах приведены многие исторические и псевдоисторические рассказы, анекдоты, они всегда были интересны слушателям, отличались ясностью, их было легко читать».

Некоторые из проповедей и до сих пор актуальны, вот, например, такой отрывок: «Соберутся люди в церкви, якобы на молитву, а в это время говорят о закупках, о войне, путешествиях, о банкетах, о деньгах, осуждают других, насмехаются над ближними, губят их доброе имя. Нет тут Бога — «Встал и пошел прочь! ...Ведь многие из нас только по имени христиане, а живут, как скоты, как свиньи!..

Может, в монастырях посмотреть Христа? И там все испортилось. Может, в народе посмотреть Христа? Так где же больше злодейства, как не в народе? Он за своими делами и заботами забыл о Боге и от молитвы отступил. Может, между великими людьми, боярами и судьями смотреть Христа? Но к ним же не подступиться. В наши злые времена нет ни правды, ни милосердия, а, значит, нет и Христа среди нас!»

Значительная часть проповедей митрополита Дмитрия посвящена всегда больной для него теме — невежеству и бездуховности духовенства, которые он клеймил всей силой своего красноречия. Ниже приводятся несколько цитат из проповедей Дмитрия на эту тему.

«Посмотрим, — говорит митрополит Дмитрий, — на духовного человека и спросим его: с какими намерением и желанием добился ты своего сана? Ради чести и славы Божьей или для своей чести и славы? И не один бы отыскался, который добился своего сана не для молитв за людей, а для своей пользы. Он пришел не служить спасению душ человеческих, а для того, чтобы ему служили подчиненные. Многие служат Иисусу не ради Иисуса, а ради хлеба куска».

«Равнодушные священники ленятся ходить исповедовать и причащать к нищим больным, а ходят только к богачам, а бедняки умирают без святых Тайн ...Мне пришлось заехать в одно село недалеко от Ростова и спросить попа, где он хранит животворящие Христовы тайны? Оказалось, что пречистые Христовы тайны священник держит не в церкви на престоле, а у себя дома среди клопов, тараканов и сверчков, с которыми он сам и домашние живут и отдыхают».

«Наша церковь так обмельчала от раскола, что трудно найти действительного сына церкви — едва ли не в каждом городе выдумывают новую, отдельную веру».

Кроме проповедей Дмитрий написал немало книг, таких, как «Короткий катехизис», «Келийную летопись», «Летопись царей и патриархов», «Каталог российских митрополитов» и др. Митрополит писал также драматические произведения на темы священной истории. Ему, в частности, приписывают авторство «Рождественской драмы и комедии», когда-то очень популярной.

Жизнь митрополита Ростовского Дмитрия была наполнена заботами о своей пастве, книжным трудом, преподаванием в семинарии, благотворительной деятельностью. Для себя ему нужно было немного; в частности, был Дмитрий великим постником и, как передают, в Великий пост ел один раз в неделю. Современники единодушно вспоминают его кротость и простодушие, простоту в общении. За два года до своей смерти митрополит составил завещание, где, в частности, написал: «От восемнадцатого года жизни аж почти до гроба я не собирал ничего, кроме книг; у меня не было ни золота, ни серебра, ни лишней одежды. Пусть никто не трудится искать после моей смерти какие-то тайники».

Умер митрополит Дмитрий в 1709 году через 7 лет после приезда в Ростов. Конец жизни был печальным — он долго болел, почти потерял зрение и не мог читать, что переживал как трагедию. 27 ноября митрополита нашли мертвым в келье — он стоял на коленях, в молитвенной позе. Хоронить своего друга приехал в Ростов Стефан Яворский. Уезжая, он забрал в Москву многочисленные книги покойного, которые потом перешли в библиотеку синодальной типографии. А через 43 года после смерти были найдены нетленные мощи митрополита Дмитрия — он был причислен к лику московских святых.

Послесловие. В эпоху, когда жил и работал митрополит Дмитрий, происходили события, на несколько веков определившие судьбу церкви как украинской, так и русской. И вот на его примере наблюдаем странный феномен, свойственный многим выдающимся деятелям нашего народа, — Дмитрий эти события как будто не заметил. По крайней мере, не оставил каких-либо отзывов или комментариев. Приведем два примера.

В конце 80-х годов XVII века Киевского митрополита, а именно Гедеона, князя Четвертинского, назначил не Константинопольский патриарх, как это было всегда, начиная с самого крещения Киевской Руси, а Московский патриарх Иоаким. Тем самым в 1686 году Киевская митрополия была de facto выведена из юрисдикции Константинопольского патриархата и стала частью Московского. Только после 1917 года украинская церковь начала предпринимать первые попытки выйти «из- под Москвы». Дмитрий Туптало о событиях 1686 года не вспоминает, хотя не мог не знать о них.

Второе значительное изменение касалось жизни Московской церкви, с которой Дмитрий уже был тогда тесно связан. Речь идет об отмене Петром I духовного поста Московского патриарха, собственно о фактической отмене патриархата, как формы церковного устройства. После смерти патриарха Адриана (1700 год) выборы нового патриарха не были проведены — не захотел царь. 20 лет церковью правил так называемый местоблюститель, должность которого занимал митрополит Рязанский Стефан Яворский. В 1721 году «Русские епископы признали полезным, — как пишет историк Петр Смирнов, — согласно желанию императора, заменить единоличное управление патриарха управлением соборным — Святейшим Правительствующим Синодом». На заседаниях Синода, согласно уставу, всегда присутствовал представитель императора Oбер-прокурор — «око государево». Первым президентом Синода стал тот самый Стефан Яворский. Духовный регламент Синода составил Феофан Прокопович (все знакомые киевские лица). Как известно, следующий после Адриана патриарх был избран только в 1918 году. Странно, но это событие также «прошло мимо» плодовитого митрополита-литератора-публициста.

Если присмотреться к нашей истории, то можно легко найти там немало архиважных исторических событий, которые народ и его духовные проводники «просто не заметили». Такие, скажем, как постепенная отмена действия всех Переяславских соглашений или прерогатив УССР.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ