Мы же приехали в трескучий мороз, в метель, когда у женщин, толпившихся возле церкви за свяченой водой, от холода аж опухли руки. И — чуть не потонули в курганах, пробираясь за отцом Василием к дряхлой церкви на окраине села. Она такая древняя, что это кажется невероятным.
Поговорок о селе Сокол на Волыни не слышал разве что ленивый. Обычно реакция на это название типичная:
— А, знаем! Еще Колумб Америку не открыл, а соколяне уже возвращались оттуда с полными сумками!
В народный фольклор зажиточное с давних времен село вошло благодаря уникальной предприимчивости его жителей. Тем не менее люди, не догадываясь, насколько правы, недаром вспоминают Колумба: достоверно известно, что Великий мореплаватель только ступал на землю нового материка (Америку, как известно, открыли в конце XV векa), а в городке Сокол — владении Великого Литовского князя, приблизительно в это время закладывали новую церковь. Начало ее строительства, по последним исследованиям, также датируют концом XV века.
Когда-то здесь вокруг стояли дома. А теперь — мир изменился. Колючий ветер засыпал входные двери церквушки снегом почти до половины. Тем не менее внутри не то что не холодно — через неостекленные, почти под потолком окна, летают с шумом сквозняки, но как-то уютно и спокойно. Возможно, такое ощущение от того, что за полутысячелетнее существование храм, как говорят, намоленый. А может, впечатляют и толстенные стены (по окнам видно, что они шириной больше метра), и сводчатый, в византийском стиле, потолок, и так называемая ренессансная кладка... Но самое большое открытие ждет в алтаре: на каменной стене в центре и слева сохранились остатки фресок.
— Возможно, это была икона «Царь славит», справа — за очертаниями — вроде бы Иоанн Креститель... А рядом с Иисусом мастер мог изобразить основателя церкви — и такая была традиция... — размышляет отец Василий.
В церкви хорошо думается о преходящем и уроках истории. Сколько войн за 500 лет пережили эти стены — а не устояли только перед мирным нашествием «воинствующих атеистов». Во время печально известной кампании начала 60-х годов, когда на Волыни закрыли двести церквей, сокольский Свято-Успенский храм закрыли последним. Все эти Божьи обители уже распахнули перед прихожанами свои двери, и только одна из самых древних волынских церквей в Соколе бездействует до сих пор.
Лет десять назад уже были разговоры о реставрации. Исследователей (из Луцка и Киева) ждала научная сенсация: отколупнув кусок стены в алтаре, реставраторы увидели нишу, а в ней — полуистлевшую деревянную шкатулку. Она рассыпалась в прах прямо на глазах. Тем не менее сохранились три восковые печати, одна даже очень хорошо, и кусок серебряного шнура (все это теперь в киевском музее). Изображение воина с мечом, щитом и надпись по-латыни имени Сигизмунда-Августа Великого не оставляли сомнений: это — знаменитая «Погоня», государственная печать Великого Литовского княжества. Ею скреплялись важные документы: в шкатулке по всем признакам была так называемая фундушовая грамота, которой Великий князь, по традиции того времени, закреплял за магнатом церковь и принадлежащие ей земли. Сигизмунд-Август Великим литовским князем стал в 1529 году: церквушки в Соколе, наверно, начали строить значительно раньше: что для истории и для такого добротного сооружения каких-то полвека, если уже в 1565 году именно от Сигизмунда-Августа Сокол получил Магдебургское право. То есть в середине XVI века это был большой городок!
Известный исторический факт: главнейшую католическую святыню — Собор Святого Петра в Риме — сооружали с 1506 по 1590 год. Поскольку же Волынь была «под Литвой» до 1565 года, то небольшой храм в Соколе в любом случае старше знаменитого символа всемирной власти Рима.
Отец Василий (Дударь) священником сокольского прихода только год. Батюшка он молодой, но не по возрасту, а, так сказать, по стажу: рукоположен был в 40 лет. И еще год до того прислуживал в Покровской церкви в Луцке. Имеет высшее «светское» образование (заканчивал «физкультурный» факультет), почти на профессиональном уровне играл в футбол, и приглашали его в довольно именитые команды! Теперь заочно учится в духовной семинарии. На закономерный вопрос, почему судьба сделала такой неожиданный поворот, не тяжело ли учиться — и тоже на профессиональном уровне — Священному Писанию, Отец Василий отвечает кратко:
— Если Господь ведет — все легко. Видели икону, на которой Христос стучит в закрытые двери? Там ручка есть только с внутренней стороны — от человека зависит, откроет ли он и дверь, и душу свою.
Говорят, что отец Василий, несмотря на недостаток духовного опыта, но имея опыт жизненный, хорошо читает проповеди. Отправляет службу он в большой приходской церкви, в центре Сокола, и по праздникам и воскресеньям в часовенке соседнего села Кобче, где всего не больше шести десятков дворов, тем не менее люди к вере тянутся. А недавно зарегистрирована община в селе Духче, которая, чтобы иметь свой храм, решила отреставрировать Свято-Успенскую церковь в Соколе: между селами почти нет границы.
Пока не увидишь, до какого состояния довели храм всего за несколько десятилетий узаконенного безбожия, не оценишь подвижничества, с которым новообразованная община и ее пастырь взялись за трудное дело. Практичные соколяне сняли с церкви все, что можно было снять. Кто дома церковной бляхой покрыл, кто дерево с притвора «пустил» на дачу... А колокольню зачем-то разобрал уже колхоз. Если бы не сделанные на века стены, и те бы растащили.
Церковь же эта — так называемая православная исповедальня, часовня, сооруженная в знак спасения от болезни, гибели на поле боя и т.п. И сегодня на тыльной стене храма, где реставраторы сняли несколько пластов штукатурки, можно прочитать цифры «1704» и надписи латинскими буквами «Kuropatva» (город в Беларуси, где, по преданию, был большой бой) и «Sanjuscko» (Сангушко) — фамилия известного волынского рода.
Есть ли еще на Волыни такие же древние храмы? Геннадий Яковлевич Гулько, начальник управления по делам национальностей, миграции и религий областной госадминистрации, считает, что в наиболее первозданном состоянии сохранилось как раз только сокольская часовня. Самый древний, так называемый Изяславов храм во Владимире-Волынском, датированный XI—XII столетиями, практически был разрушен «до основания». Так же и церковь в Любомле (1290 год) и более молодая Покровская церковь в Луцке (на рубеже XIV—XV веков).
— Как только уцелел деревянный иконостас? — размышляет сокольский священник, хозяйским глазом осматривая пока что пустой, ободранный грабителями и реставраторами храм. — Может, если эти узоры отмыть, снять с них пыль веков, он и предстанет во всем блеске?.. Ведь такого и в музее не найдешь.
«Господи, ты спас меня!» — такие слова, написанные еще по-старопольски, прочитали реставраторы под пластами штукатурки на внешней стене церкви.
Эти слова, открытые сегодня всем, и ныне актуальные для раненной безверием и отчаянием души.
P.S. Не так давно хорошо сохранившуюся в сокольском храме печать «Погоня» передали из Киева в Волынский краеведческий музей. В церквушке работают реставраторы, возможно, уже в этом году на Пасху храм откроет свои двери прихожанам.