Закончились рождественские праздники, которые когда-то были пиком зимнего театрального и развлекательного сезона. Театры готовили на это время свои лучшие премьеры, концертные залы приглашали знаменитых певцов и музыкантов, устраивались балы и маскарады — и не только для молодежи, и не только для «третьего» класса. Театралы едва успевали всюду побывать и ходили иногда на две премьеры за один вечер, а рецензии в этот период были основной темой газет и журналов.
Нельзя, увы, сказать, что в этом году киевлянам был предложен такой большой или разнообразный выбор рождественских развлечений (как говорится, ни хлеба ни зрелищ). Уже несколько лет подряд едва ли не единственным значительным представлением столичных театров — и драматическим, и веселым, и артистическим, и актерским, и режиссерским, а главное, очень талантливым и благородным — остается «Тэвье-Тэвель» театра им. Ивана Франка. Но нельзя же смотреть одну и ту же пьесу, даже лучшую и даже с Богданом Ступкой, в каждый праздник и каждый год!
Однако был все же в Киеве настоящий центр торжеств, словно осененных рождественской звездой. Это праздничные концерты в Колонном зале им. Лысенко. На первый концерт, где пели Нина Матвиенко и мужской хор, попасть не удалось — не было билетов. В тот вечер, несмотря на плохую ветреную погоду, у подъезда филармонии собралась немалая толпа безбилетных желающих. Среди них мне запомнился один немолодой уже мужчина, очень прозаично одетый, с каким-то большим пакетом. Он стоял под стеной у двери филармонии и надеялся как-то попасть внутрь. «Если бы я была директором филармонии», то ради такого праздника обязательно позволила бы продать входные билеты всем, кто на улице терпеливо ждал лишнего билета или какого-то чуда.
Чуда, однако, не было, а точнее — оно произошло через несколько дней, когда Муниципальный камерный хор «Київ» традиционно (в седьмой раз) пел для киевлян концерт «Рождественские вечера». Этот хор представлять нет нужды, он широко известен у нас и за рубежом, о чем свидетельствует отечественная и западная пресса (писала о нем и газета «День»). Послушать «Рождественские вечера» пришла, главным образом, интеллигенция, с учетом, видимо, академической программы концерта; были писатели, преподаватели, студенты, украинцы диаспоры, много англоязычных иностранцев. И вот все замерло — на сцену вышли певцы и музыкальный директор и дирижер хора Николай Гобдич. Началась музыка, началась рождественская мистерия.
Хор пел нам духовную музыку композиторов XVI — ХХ веков, а еще ритуальные песни, идущие из недосягаемой дохристианской древности. Из золотой смальты отдельных, казалось бы разнородных частей, мастера создали величественную картину-мозаику украинской музыки. Влияние пения усиливалось и тем, что исполнители не были статичными, не стояли на месте, а деликатно, словно отдельными штрихами, показывали нам народное действо колядования, одеваясь в роскошные старинные одеяния звуков.
Особенно хотелось бы выделить исполнение «Корочун-Коляды» композитора Юрия Алжнева (1949 г. р.). Современное по форме произведение оказало на слушателей действие машины времени — перенесло их куда-то за пределы истории, где человек еще был частью природы, был свидетелем рождения богов. Даже жутко стало. Чары, чары!
Хор не может пожаловаться, что его плохо принимали. В зале создалась атмосфера радостного подъема, любви к высокому искусству, к певцам, а еще — ощущение причастности к чему-то, что больше нас. Когда на прощание зазвучали «Многії літа», слушатели начали петь то же по адресу хора. Сияющий Николай Гобдич повернулся лицом к залу и вдохновенно дирижировал. Многие лета!