В последнее время, по каким-то не совсем понятным причинам (скорее всего, из-за недостатка новых политических сюжетов) украинские СМИ заинтересовались религиозным фактором нашей общественной жизни; фактором, где всегда можно найти противостояния, конфликты, вражду. Речь идет, прежде всего, о православии, которое до сих пор так и не сумело показать обществу высокий пример христианского «непротивления злу насилием». Особенно это касается так называемых православных братств, от которых иногда открещивается даже их собственное духовенство. Поэтому приглашение на телепередачу хотя бы одного активного «братчика» может удивительным образом превратить любой серый экран в нечто, подобное испанской арене.
Приблизительно так и случилось в прошлую субботу на «Пятом канале» во время обсуждения разделения православного сообщества Украины на три враждующих лагеря. Речь шла о «борьбе титанов» за приходские храмы; об измене значительной частью православных владык духовных интересов Украины в пользу Московской патриархии (читай — России); о нежелании служить Богу и Людям Украины на украинском языке; об использовании Божьих храмов для политической антиправительственной агитации; а также о несовместимом с христианской этикой нежелании прощения и примирения в обществе. Вместо примирения среди православных господствует злоба, вражда. Это, безусловно, стало одной из причин того, что украинцы так долго и так болезненно блуждают в поисках своей идентичности, все еще спрашивают себя: «Кто мы? С кем мы? Куда идем?». (Для сравнения можно вспомнить хотя бы греческое духовенство тех времен, когда Греция боролась за независимость своего государства и церкви (ХIХ в.). Тогда греческое духовенство и монахи не только поддержали народ и молились за победу — многие из них брали оружие в руки и присоединялись к отрядам своей паствы).
А мы? На какую чечевичную похлебку соблазнились те украинские владыки, что всеми разрешенными и неразрешенными методами пытаются сохранить в Украине господство РПЦ? Имперской церкви, которая всегда стремится к исключительности, могуществу, к господству в православном мире. При этом мало кто задумывается над тем, что именно УПЦ МП со своими десятью тысячами приходов на украинской земле «делает» Русскую церковь самой большой в мире. Ведь не так давно сам Московский патриарх Алексий II сообщил, что на территории Российской федерации зарегистрировано 12638 православных приходов. Тогда как на территории Украины их зарегистрировано — 15416. Как видим, «в крупнейшей православной стране мира» функционирует на 2778 меньше приходов, чем в Украине! Поэтому и приходится иерархии вербовать «боевых солдат» Московской церкви в той же Украине.
Один из таких стойких московских «солдатиков» — господин Кауров из Одессы — был недавно гостем «Пятого канала». В церковных структурах он занимает важное место — руководит Православным братством Украины (УПЦ МП), а также занимается политикой под знаменами Наталии Витренко («Родственные души»!). Господин Кауров — врожденный шоу-ток-мен, хорошо вооруженный для любых дискуссий и диспутов с кем угодно, его лексикон состоит приблизительно из 100 слов. Но какие это слова! «Анафема», «канонически-неканонические», «безблагодатные» и тому подобное. Тактика дискуссии Каурова гениально проста и состоит в полном игнорировании вопросов, особенно тех, на которые у господина Каурова нет (и не может быть) ответов. О чем бы его ни спрашивали, он авторитетно, солидно и очень громко утверждает свое.
А что ему остается делать? Ибо хотя господин Кауров может с гордостью похвастаться средним образованием, он не имеет ни малейшего представления о таких, например, вещах, как становление, история христианства, богословие, история формирования канонов, не говоря уже об исторических отношениях Украинской и Русской православных церквей. А зачем? Он все равно всегда сверху, всех и каждого громогласно перебивает и плетет все, что только придет в голову, несмотря ни на вопросы, ни на аргументы других.
В целом я даже довольна тем, что люди именно такого типа представляют и защищают Русскую церковь в Украине. Было бы хуже и страшнее (за россиян), если бы против независимой Украинской церкви выступали настоящие русские интеллектуалы, ученые, богословы-философы, а не околоцерковные деятели типа Фролова или Каурова. Более того, «украинская православная проблема» стала полезной лакмусовой бумажкой для выявления того, «кто есть кто в России». Так, во время нашей последней избирательной кампании хорошо «проявился» (в Крыму) известный московский дьякон-«интеллектуал» Кураев.
С «каноническими» сторонниками России, в общем, все ясно и понятно. А вот с Пятым каналом — не совсем. Ведь его работники слишком переоценили интеллектуальные возможности господина Каурова и для диспута с ним собрали солидный «научный совет» из киевских и львовских ученых. И это при том, что Пятый канал ранее имел случай познакомиться с ораторским и дискуссионным мастерством этого человека. Казалось бы, что здесь такого? Существует однако опасность, что бетонное упрямство и самоуверенность этого гостя кое-кому из зрителей могла показаться позицией человека, который защищает правду.
Напоследок приведу две цитаты — образец фантастической «прозы» господина Каурова в оригинале. Прошу уважаемого читателя обратить внимание не только на содержание, но и на синтаксис — он того стоит.
«Сначала президент Ющенко говорит в том, что это его мечта, создать Единую поместную церковь, она ему снится, потому что жена у него униатка, как известно, а в дальнейшем, чтобы все приняли унию и, в конце концов, были окатоличены. Это главное стремление — установление господства Ватикана над Украиной. Помогает этому проекту православный Патриарх Константинопольский Варфоломей». (Лучше не придумать!)
«Вы, наверное, знаете, что единственной пуповиной духовной осталась у нас духовная связь между Украинской Православной Церковью и Русской Православной Церковью. УПЦ является неотделимой частью РПЦ. И вот эту пуповину духовную хотят перерезать. Единственный институт, который сегодня на постсоветском пространстве действует с центром в Москве, это как раз Украинская Православная Церковь на Украине. Все остальное уже разорвано и имеет свое управление». (Мне особенно понравилась «пуповина духовная»).