На прошлой неделе пресс-служба УПЦ Московского патриархата сообщила «Городу и Миру» необычную новость: «22 июля в 12 часов на самолете Ан-26 начался первый в истории крестный ход — самолет взлетел с аэродрома Бальбек и взял курс на Луганск (потом будут другие города Украины). С первой минуты полета в импровизированном храме началось уникальное богослужение — первая в истории Литургия на борту самолета… Это не дерзость, не самоуверенность, а осознание ответственности православных христиан за судьбу нашей Украинской церкви, за судьбу всего православия… До сих пор сложно полностью осознать уникальность этого события...»
Полностью и безоговорочно согласны с последними словами сообщения — людям без теологического образования, без фундаментального знания церковных канонов действительно невозможно должным образом понять, а тем паче «полностью осознать» подобные проявления «ответственности за судьбу церкви». С тем большим нетерпением ждем результатов, радикальных изменений к лучшему в делах как Украинской церкви, так и Вселенского православия — после «крестного хода» в полете. Уж если и это не поможет…
Простым мирянам трудно понять в первую очередь то, почему это «авиамероприятие» называется крестным ходом (может, лучше было бы — «крестный полет»?). Ведь крестный ход проходит по матушке-земле и на своем пути собирает и вбирает в себя все новых людей. В этом же случае речь идет о маленькой группке духовных лиц, которые сами для себя проводят службу в «импровизированном храме» (пристегнувшись ремнями?) на высоте пять километров. А если во время свершения таинства Евхаристии встретится воздушная яма? Все это несколько отдает отнюдь не церковным, спортивным, интересом, желанием удивить или поставить рекорд. Может, кто-то из организаторов занимался в миру альпинизмом?
Надеемся, что для описываемого события найдется почетное место в Книге рекордов Гиннесса — «ход» будет, очевидно, квалифицирован как экстремальный вид спорта под названием, скажем, «Богослужение в воздухе». И пусть будут навеки посрамлены люди, обвиняющие православие в консерватизме! Здесь и новейшим церквям с их богослужебными нововведениями нечего делать.
Несмотря на оригинальность и смелость нового проекта УПЦ Московского патриархата, цель его остается для непосвященных несколько непонятной. Ведь здесь речь не идет, очевидно, об обращении в православие украинских язычников, которые до сих пор не видели ни храмов, ни священников, ни епископа, ни экземпляра Святого Писания. Или об обращении людей, к которым можно добраться разве что самолетом, и то с большим риском, избежать которого возможно только литургическими молитвами во время полета. Тогда о чем, собственно, речь?
Значительно более логичным было бы просвещать языческую паству, открыть, скажем, новую «каноническую территорию» для Московского патриархата где-нибудь в джунглях Южной Америки. Все сразу стало бы на свои места. Но неисповедимы пути князей церкви! Особенно в небе.
Есть и другие многочисленные возможности. Так, воздушные миссионеры могли бы сопровождать богослужениями самолет, на котором наши военные недавно отправились в сторону Ирака. Еще один хороший, хоть и совсем будничный вариант, — вместо упомянутых «благочестивых» фокусов (прошу прощения) отдать рейсы этого самолета сельским детям. Чтобы доставлять их из Луганска или Донецка в тот же Севастополь — на оздоровление или чтобы показать им храмы и монастыри Крыма. Это было бы тем более актуально и уместно, что УПЦ МП — первая по количеству общин среди других церквей Украины — по благотворительной деятельности занимает отнюдь не первое место.
Отмечу еще, что «крестный ход на самолете» — это уникальный языковой оборот, можно даже сказать, — языковое семантическое новообразование. Что-то наподобие «полетов под землей». К тому же, выражение «крестный ход в полете» причудливо ассоциируется с вагнеровским полетом Валькирий и даже — с небом, наполненным ангелами. Хорошо придумано!
Спешу сообщить читателям, что у «первых ласточек» уже появились последователи, или, точнее сказать, плагиаторы. Одни готовятся разделить «ответственность за судьбу церкви» во время группового затяжного прыжка с парашютами, другие — при глубоководном погружении в батискафе, а третьи начали оборудовать «импровизированный храм» в трамвае киевского маршрута №16. Боятся только, что нахальные пассажиры будут беспокоить, врываться на остановках в салон во время службы. В этом смысле самолет намного удобнее. Еще лучше был бы спутник.
А если посмотреть уж совсем с другой стороны, то вся эта история с эксцентричным воздушным крестным ходом как-то подозрительно напоминает обычный банальный предвыборный агитационный марафон. С чего бы это?