Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Середина святок!

13 января, 2005 - 20:30

14 января — 1 января по старому стилю — середина зимних праздников, торжественного и радостного пути от Рождества Христового до Богоявления-Крещения. В этот день православные и греко- католики Украины отмечают два важных события сакральной истории. Во-первых, это Обрезание Господне. Евангелист Лука рассказывает: «Когда исполнилось восемь дней (со дня Рождества), то Иисусом назвали Его… И принесли Его в Иерусалим, чтобы обрезать Его и поставить перед Господом, как в Законе (Ветхом Завете) написано». При входе Марии и Иосифа в храм младенца Иисуса приветствовали провидцы — Семен и Анна. Праведный и благочестивый Семен сказал: «Владыка, узрели глаза мои Спасение Твое, которое ты приготовил перед всеми народами — свет на просвещение язычникам и во славу народа Твоего Израиля». А пророчица Анна воспевала Господа и «говорила об Иисусе всем, кто освобождения Иерусалима ожидал. Когда выполнили по закону все, вернулось Святое Семейство в город свой Назарет. А Ребенок рос и укреплялся духом, набираясь мудрости. И благодать Божья на нем пребывала».

14 января отмечается также память одного из наиболее уважаемых и известных Отцов церкви — Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (сегодня территория Турции), который жил и служил церкви Христовой в IV веке. Э то известный греческий богослов, философ, моралист, один из первых христианских ученых (он, в частности, занимался основами христианской космологии). Разработал основные принципы монашеской жизни; организовывал при монастырях едва ли не первые в мире приюты и школы для мальчиков — независимо от того, собирались они постричься в монахи или нет. Автор литургии, которая носит его имя и звучит и сегодня в православных (и не только православных) храмах всего мира — торжественная «Литургия св. Василия Великого».

В народе 14 января имеет еще одно — третье значение. Это старый Новый год, то есть первый день года по старому юлианскому календарю. Как пишет Василий Скуративский, «новый год всегда был желанным праздником в каждой семье. С ним связывали надежды на будущее, ожидали благосостояния, семейного согласия, щедрого урожая летом, приплода скота, здоровья близких». Вообще этому дню всегда придавали магическое значение, верили, что он каким-то образом влияет на все остальные дни года. Возможно, кому-то будет интересно знать, что наше древнее языческое родное слово «коляда» происходит либо от латинского слова «календарь», либо от названия первого числа каждого месяца в юлианском календаре — «календы». Какими древними неисповедимыми дорогами пришло это слово к нашим предкам?

Первые дни года не утрачивают своего мистически- ритуального значения даже несмотря на то, что они довольно-таки часто — с исторической точки зрения — меняются. Так, наши языческие предки считали — очень логично — Новым годом день весеннего равноденствия; с введения христианства и до конца ХVII века время считалось от «первого дня сотворения мира», то есть 5508 года до н.э.), а начало года приходилось на 1 сентября по старому календарю (почему, собственно, мы не празднуем и этот «старый новый год»?). Петр I приказал пользоваться дохристианским юлианским календарем и Новый год начали отмечать 1 января (по старому). В 1918 году большевистская власть специальным декретом ввела в обиход значительно более точный западноевропейский григорианский календарь, по которому мы сегодня и живем (православная и греко-католические церкви сохранили юлианский календарь). Кстати, не все сегодня знают, что после революции 1917 года такое «буржуазное суеверие», как празднование Нового года, было ликвидировано. По-видимому, по причине полной «безыдейности» праздника; в течение многих лет 1 января было рабочим днем.

Григорианский календарь не является непревзойденным и по-видимому не удержит свои позиции вплоть до самого Конца света. Об этом свидетельствуют многочисленные астрономически-математические разработки с помощью компьютеров. Уже созданы более точные календари, в которых, к тому же, отдельные дни недели всегда будут приходиться на одни и те же числа месяца.

Наши предки верили, что в ночь накануне Нового года (старого) Щедрый бог сходит с неба на крестьянскую ниву, в крестьянскую хату, в хозяйство, к скоту. Он все видит, все слышит, все знает, но его видят только духи умерших, скот, а еще — честные люди. К этому празднику готовят Щедрую кутю. И хотя хозяйка ставит на стол меньше еды, чем на Рождество, но это — колбасы, жареное мясо, жаркое, лапша и обязательно блины, которые символизируют животворного Ярила. После семейного ужина соседи идут друг к другу «мириться, чтобы встретить Новый год в мире и согласии»; юноши и девушки водят хороводы, танцуют, шутят, а еще — гадают.

Торжественные дни христианского календаря всегда были и остаются поводами для языческого ритуала прорицания. Чаще всего это — прогнозы погоды и связанное с ними предсказание урожая, приплода, а также здоровья, мира, благополучия в семье, общине. И очень мало значит то, что с разными праздничными днями связаны совсем разные пророчества на один и тот же сезон или месяц наступающего года.

Для поддержания этой давней традиции народа, связанной сo cтарым Новым годом, заглянем в будущее, основываясь на народных приметах. Итак, если на cтарый Новый год

— имеем крепкий или слабый мороз — выборы выиграл Ющенко;

— собака лаяла целую ночь на луну — выборы выиграл Ющенко;

— утки плывут по замерзшему Днепру — выиграл Ющенко;

— звездное чистое небо, а на земле метель-пурга — выиграл Ющенко;

— в Ботаническом саду расцвели орхидеи — выиграл Ющенко;

— солнечный день и идет сильный дождь — выборы выиграл Ющенко!

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ