Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сила соборной нации

ОУН. Так все начиналось...
29 февраля, 2008 - 00:00
ЕВГЕНИЙ КОНОВАЛЕЦ И ДМИТРИЙ ДОНЦОВ — ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО И ИДЕЙНО СТОЯЛИ У ИСТОКОВ ОУН

Через год будем отмечать восьмидесятую годовщину события, которое имело огромное влияние на дальнейший ход отечественной истории, а отзвук которого волновал и волнует воображение не одного современного украинца. В конце января 1929 года в далекой и чужой Вене начал работу Конгресс украинских националистов, который завершился созданием Организации украинских националистов. Так на арену истории вышла организация, которая, с одной стороны, уже давно стала символом борьбы украинской нации за свое государство, а с другой — общественным феноменом, внимание к которому не ослабляется до сегодняшнего дня.

В истории украинского национально-освободительного движения деятельность ОУН занимает особое место. Это один из самых организованных и самых массовых этапов борьбы нашего народа за собственную государственность.

ОУН появилась в чрезвычайно сложных исторических и политических реалиях. Поражение в 1922 году Украинской Народной Республики (УНР), оккупация большевистской Россией Украины, как результат — отход части украинских земель к Польше, Чехословакии и Румынии, что фактически означало потерю перспективы выбороть независимую Украину. Украинская политическая элита в начале 20-х годов прошлого века оказалась в состоянии глубокого политического кризиса и разочарования, которое усиливалось отсутствием новых мировоззренческо- идеологических ориентиров.

Основные политические и интеллектуальные силы нации сосредоточились на эмиграции. Их костяк составлял закаленный в боях за УНР военный элемент, солдаты и старшины украинской армии. На территории Польши и Чехословакии начали образовываться украинские культурные и политические центры, которые поддерживали связь с порабощенной Украиной и искали оптимальные развязки острых национальных проблем.

Среди самых известных и влиятельных ячеек, прежде всего, следует отметить Украинскую военную организацию (УВО).

УВО была основана в 1920 году. В своей деятельности опиралась на украинскую военную традицию периода УНР, отмечалась дисциплиной и пользовалась большим авторитетом. Во главе УВО стоял полковник Евгений Коновалец, бывший командир осадного корпуса Сечевых Стрелков — части Украинской действующей армии.

УВО развернула свою деятельность не только в эмиграции. Организация имела значительное влияние в Западной Украине, а также пробовала перенести свое действие на левый берег Днепра. УВО исповедовала революционные формы и методы борьбы, не избегала вооруженных стычек и стояла на основе бескомпромиссного пути построения Украинского государства. Политическое кредо УВО было четко и понятно каждому украинцу: «УВО является организацией, для которой только интерес украинской нации есть и будет решающим в ее деятельности. УВО не будет служить интересам чужих народов», — писал официоз УВО журнал «Сурма».

УВО стала первой националистической организацией, которая пыталась опереть свою борьбу на твердую идеологическую основу. С этой целью были основаны периодические издания «Новий шлях» и «Сурма». Усилиями Е.Коновальца в 1922 году возобновлено издание «Литературно-научного вестника», который редактировал Дмитрий Донцов. На первом же заседании редколлегии Донцов огласил основные принципы, которых будет придерживаться журнал: «Вырвать национальную идею из хаоса, в котором она грозит погибнуть, очистить от мусора и болота, дать ей яркое, выразительное содержание, сделав из нее стяг, вокруг которого объединялась бы целая нация».

В 1922 году среди украинского воинства в Либерце и Йозофове (Чехословакия) организована группа украинской национальной молодежи. Главный акцент в деятельности этой организации был сделан на воспитательную и идеологическую работу, которая сосредотачивалась на преодолении вражеских советофильских и конформистских тенденций, которые время от времени проникали в эмиграцию и были достаточно распространены в Западной Украине. Группа активно действовала в университетских ячейках Восточной Европы, но центром была Прага.

В 1924 году начал выходить журнал «Національна думка», который отмечался глубиной осмысления идеологической проблематики и стал основанием для позднейшего появления «Розбудови нації», официоза ОУН. Характерным признаком журнала было то, что он впервые начал разрабатывать фундаментальные понятия идеологии украинского национализма, в частности такие, как Нация, единство Нации; приоритет общенациональных интересов над классовыми или территориально-партикулярными; неизбежность борьбы, а не переговоров или сосуществования с врагами украинской нации. Группа украинской национальной молодежи трактовала Советскую Украину как фикцию и призывала к полной государственной независимости и соборности. Именно из рядов этой организации вышел главный идеолог националистического движения Юлиан Вассиян и автор гимна ОУН Олесь Бабий.

Осенью 1925 года образовалась Легия Украинских Националистов (ЛУН), которая возникла на основе меньших и более мелких молодежных украинских организаций Чехословакии. Центром Легии были Подебрады, в частности, местная Украинская хозяйственная академия, где бурлила украинская научная, культурная и политическая жизнь, и где, как правило, работали и учились эмигранты из Восточной Украины. В начале деятельности Легия не была выразительно идеологически сформировавшейся структурой, как, скажем, УВО, и некоторое время там имели значительное влияние монархисты. Но очень скоро настойчивые студии и идеологический труд повлекли к выразительной националистической ориентации Легии. Среди других организаций Легия была одной из самых многочисленных и хорошо структурируемых. Центры этой организации были в Париже, Люксембурге, Берлине, Вене и других городах Европы. Именно в ЛУН было впервые принято уже традиционное приветствие «Слава Украине!». Организация имела свой знак отличия в форме щита в украинских национальных красках с Трезубцем. Щит по кругу охватывала цепь как символ соборности. На щите была надпись: «Думка — думкою, меч — мечем!».

Кстати, именно ЛУН стала первой организацией, которая начала употреблять такие сегодня обычные слова, как «националист» и «националистический». Большой поклонницей Легии была Олена Телига. Из ее рядов вышел выдающийся деятель националистического движения, автор известной «Нациократии» Николай Сциборский.

Именно в среде Легии родилась идея объединения организационно разрозненных, но идейно близких организаций в одну монолитную и влиятельную силу, способную освободить и объединить Украину.

Процессы формирования националистических групп также проходили на Западной Украине. Первая такая организация возникла во Львове в 1925 году, и к ее созданию непосредственно причастна УВО. Организация получила название Группа украинской государственнической молодежи. Организация быстро росла численно, имела свои группы почти во всех учебных заведениях, проводила собрания, дискуссии, распространяла националистическую литературу.

Следует также отметить, что на то время в Западной Украине существовали легальные украинские партии. Самая известная из них УНДО — Украинское национально-демократическое объединение. Однако УНДО, как и другие украинские партии, отбрасывала революционный путь борьбы, часто занимала соглашательскую позицию в отношении оккупанта, надеясь, что путем поиска компромиссов можно добиться улучшения положения украинцев, которые находились под гнетом Польши. Поэтому очень часто между демократами и националистами возникали недоразумения, которые только делали более выразительной националистическую революционно-освободительную концепцию.

Параллельно с оформлением националистических структур происходил другой, не менее важный процесс: происходила кристаллизация модерного националистического мировоззрения, идеологии современного украинского национализма. Этот процесс отмечался резкой, кое-где беспощадной критикой «старых богов» — украинских народнических, демократических, социалистических и либеральных формаций эпохи УНР. Их упрекали в провинциализме и неспособности подняться над локально-хуторянскими интересами во имя национального идеала, органическую склонность к симбиозу с сильным, привычка довольствоваться малым, а не стремиться к максимуму, рационализм, пацифизм, анархия и безалаберщина в национально-политической работе.

Вместо этого новейший национализм начал культивировать собственное мировоззрение, новую философию восприятия действительности. По этому поводу метко высказался Н.Сциборский: «Гнилые культы чужих сил и болезненные, анемические надежды манны с чужого неба национализм должен заменить железно-фанатичным культом собственной силы соборной нации, вкладывая в свою деятельность три неизменных основы: веру в себя, веру в свою нацию и веру в ее будущее. Методическая работа национализма должна быть направлена на соборное сочетание не живых мертвецов прошлого, а активных факторов и масс современности».

В конце двадцатых годов прошлого столетия стало понятным, что большое количество идейно родственных организаций делает невозможной эффективность их деятельности. Актуальным стал вопрос об объединении их в одну организацию, структура и идеологическая основа которой обеспечили бы появление новой политической силы, способной поднять широкие массы на борьбу за освобождение Украины.

Начались переговоры между Группой украинской национальной молодежи и Легией украинских националистов. Была согласована общая идейная платформа и одобрен устав союза Организации украинских националистов, на основании которого предполагалось объединить две организации. 12 июля 1927 года было созвано собрание союза и избрано его руководство, которое возглавил Николай Сциборский. При этом обе организации пока не самораспускались, а готовили общую конференцию, которая должна проработать и унифицировать основные принципы националистической идеологии, на основании которой предусматривалось объединить все националистические организации.

Такая конференция прошла в Берлине 3—7 ноября 1927 года. Это место было избрано не случайно, поскольку здесь был центр начальной команды УВО и жил Евгений Коновалец.

В конференции участвовали представители всех действующих националистических организаций эмиграции и Украины. Главным итогом I конференции украинских националистов стало избрание руководства украинских националистов (РУН), в которое вошли: Евгений Коновалец как председатель, и члены: Дмитрий Андреевский, Владимир Мартинец и Николай Сциборский. Был создан секретариат и референтуры. Основан официоз РУН — журнал «Розбудова нації». И хотя конференция огласила намерение объединить все организации, но она пока не определила, должна ли быть единая монолитная организация или союз действующих организаций.

Процесс консолидации продолжался. Следующим этапом стало проведение II конференции, которая состоялась в начале апреля 1928 года в Праге. Представительство на ней было несколько шире. Кроме представителей националистических организаций, в ней участвовали активисты националистической прессы, отдельные личности. Главными проблемами, которые широко дискутировались, были две: создание единой организации и отношение к существующим уже партиями.

Вследствие обмена мнениями и острых дискуссий было принято постановление, в котором указывалось, что руководство украинских националистов отмежевывается от деятельности украинских партий, которые на то время рассорились, часто становились на путь оппортунизма и проявляли неспособность вести революционную борьбу за освобождение Украины. На конференции также было принято решение провести Конгресс украинских националистов, который бы окончательно завершил процесс создания единой организации.

Подготовка к объединительному Конгрессу заняло больше времени. РУН провел колоссальную организационную работу. Были подготовлены проекты соответствующих документов. В частности, десять главных тем должны стать предметом работы Конгресса. Это современное состояние украинского народа; основы украинского национализма; украинский национализм и другие идеологии; государственный строй и государственная власть в Украине; социальный вопрос в Украине; вопрос культуры и религии; экономика Украины; военное дело; создание Организации украинских националистов.

Конгресс начал работу в Вене 28 января 1929 года и продолжался до 3 февраля. В нем участвовало 30 делегатов и гостей. Совещания прошли организовано, что дало возможность обсудить широкий комплекс вопросов по предусмотренным проблемам. На конгрессе была основана Организация украинских националистов. Был избран руководящий орган — руководство украинских националистов, который возглавил Евгений Коновалец и в состав которого вошли Николай Сциборский, Дмитрий Андреевский, Владимир Мартинец, Юлиан Вассиян, Николай Капустянский, Петр Кожевникив, Любомир Костарив, главным судьей назначен Ярослав Дуб, председателем контрольно-ревизионной комиссии — Ярослав Моралевич. Был одобрен строй ОУН, который, кроме организационной структуры, определил отношение ОУН к главным политическим, социальным, экономическим и культурным проблемам жизни Украины.

Кроме этого, в составе руководства ОУН создавались рабочие группы — референтуры. Организационную возглавил Н.Сциборский, политическую — Д. Андреевский, идеологическую Ю. Вассиян, прессы и пропаганды — В. Мартинец, связи и финансов — Д. Демчук.

Большое собрание ОУН приняло ряд документов, из которых вытекало, что ОУН не будет ограничивать свою деятельность какой-то конкретной территорией, а будет охватывать своим воздействием все украинские этнические земли, на которых проживают украинцы. ОУН отмечала, что «будет вести политику всеукраинского государственного строительства» и будет противостоять всем партийным и классовым группировкам украинства.

В лаконичной форме политические основы новообразованной организации были сформулированы в «Розбудові нації», которая отныне стала официозом ОУН: «Дать национальной идее необходимые основы для осуществления ее в самостоятельном соборном национальном украинском государстве. Украинский национализм будет бороться, с одной стороны, за изменение нынешнего государственно-политического состояния путем национальной революции, а с другой — за изменение внутренних хозяйственно-общественных условий путем последовательных реформ». «Ни одна из существующих партий не может осуществить идеи украинского национализма, хотя бы даже и соглашалась с его идеологической программой, потому что все они выражают различные местные интересы части украинской нации; разрозненной партийной междоусобицей; заботятся об интересах класса, а не нации как совокупности всех общественных групп».

С высоты времени можно давать различные оценки ОУН как факту и фактору украинской истории. Однако для любого объективного исследователя бесспорными будут несколько выводов.

В первую очередь, нужно отметить, что возникновение ОУН — это огромная объединительная акция украинских патриотических сил, которая и сегодня служит примером для консолидации и сотрудничества различных украинских государственнических формаций. Создание ОУН — это результат кропотливой работы Е. Коновальца и его единомышленников, которые при условии политического хаоса, отчаяния и разочарования сумели выработать методологию объединения, которая дала возможность сформировать сильную и авторитетную организацию.

Предпосылкой для объединения в одну монолитную ОУН стала общность мировоззрения, которое определялось как националистическое. Национальная идея считалась движущей силой в обществе, а ее реализация — построение украинского самостоятельного соборного государства — конечной целью борьбы украинской нации. Иными словами, эффективность объединения была и остается возможной только вокруг идеи, суть которой необходимо четко выяснить, выделить среди других идей и объединить усилия для ее реализации.

Процесс объединения прошел предыдущую фазу идейного разъединения. Не случайно ОУН своим фактом противопоставлялась не только московскому большевизму и польскому шовинизму, но и либеральному угодничеству большинства легальных украинских демократических партий, которые, невзирая на массовые акции геноцида против украинцев, все же искали пути нахождения общего языка с врагами.

Создание и деятельность ОУН также свидетельствует, что стержнем, основой любой успешной организации являются, прежде всего, люди, которые способны последовательно реализовать ее политический курс.

Согласитесь, история происхождения ОУН несколько напоминает современные политические процессы, во всяком случае приведенные цитаты в целом не потеряли своей актуальности. Однако сегодняшнему дню не хватает основного: великих идей, выдающихся фигур и глубокой веры в величие и силу украинской нации.

Богдан ЧЕРВАК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ