Десять лет назад определенная часть нашего общества, в первую очередь политики и тележурналисты (но не только), оказались в позиции, которая требует способности ясно излагать и грамотно отстаивать свою точку зрения, вести публичные дебаты, а также умения находить противоречия в логике политического оппонента. Тогда как при советском режиме свою точку зрения иметь не позволялось, политические противники отправлялись в иные места, а все действительно важное, включительно с экспромтами, читалось с бумажки. Искусство красноречия вышло из употребления и сегодня значительная часть публичных лиц совсем не готовы выступать на больших собраниях, уличных митингах, на телевидении. Тем более, участвовать в серьезных дебатах (разве что выплескивать из стакана воду в лицо оппонента). Недаром их — публичные дебаты — приходится вводить чуть ли не законодательными актами. Но это не поможет — что можно требовать от наших «отцов общества», которые никогда не учились хотя бы элементам риторики, красноречия, не говоря уже о логике? И поэтому, как правило, неспособны ни начать, ни закончить свое выступление, ни перейти к основной теме, ни логично защищаться. Повторы, заикание, незаконченные фразы, полное безразличие к логике, а еще — хроническая неспособность слушать противника. Хотя бы для того, чтобы найти в его выступлении ошибки или противоречия. Диалога, как правило, не получается — стороны просто говорят поочередно, а то и одновременно.
Ограниченность словарного запаса (вспомним лексикон из 100 слов Элочки Щукиной), отсутствие эрудиции и чувства юмора приводит к тому, что тайно установленные в офисах различных политиков магнитофоны записывают одни и те же слова. Если же соединить упомянутые языковые особенности с незнанием родного языка, то эффект получается, без преувеличения, уникальный. У нас, конечно, не античная демократия, во времена которой слова «политик» и «оратор» были почти синонимами. Но все-таки!
Принимая во внимание актуальность проблемы и несмотря на то, что многие до сих пор считают не актуальной, ниже приводим некоторые советы архиепископа Феофана Прокоповича (XVIII в.), изложенные в книге «Про закони і правила належного ведення диспуту», которая является частью его «Логіки».
«Есть такие вещи, которых непременно следует придерживаться, чтобы хорошо проходили диспуты и чтобы легче было найти истину. Каждая сторона как можно больше должна заботиться о ясности языка, избегать всего, что делает язык темным и двусмысленным. Ведь неразумно хотеть быть выслушанным и при этом не хотеть быть понятым. Так делают только в том случае, когда стремятся не выяснить, а затемнить истину...
Не нужно злоупотреблять словесными украшениями и показным блеском — это всегда вызывает подозрение в хитрости. Найти истину могут только простота и искренность...
Противнику обязательно нужно давать время на обдумывание ответа. Только глупым и бесстыжим людям свойственно высказывать непродуманное, так что кажется, что их речи зарождаются не в голове, а в другом месте...
Подобно тому, как каждому воину положено знать, что нужно приготовить к войне и как действовать во время войны, то же самое должны предусмотреть и участники каких- либо дебатов — о чем позаботиться перед диспутом и чего придерживаться или избегать во время самих дебатов. Очень важно глубоко изучить вопрос, о котором будет дискуссия, а также точку зрения противника. Одинаково позорно не знать того, что защищаешь, как и того, на что нападаешь. Следует заранее обдумать также различные словесные формулы, которыми позже придется пользоваться, чтобы не была поколеблена твоя честь во время дискуссии и чтобы твое собственное оружие тебя не предало. Подумай также о том, что будет отвечать на твои вопросы оппонент — стоит предвидеть его неожиданные ответы.
Но в первую очередь, необходимо строгое и старательное исследование собственных тезисов — на предмет истинности, и ошибок. Ибо скорее посредственный ум докажет истинность, чем наиболее острый — ошибочность. Тот, кто защищает ошибочное утверждение, легко, словно слепой, впадает в противоречие сам с собой. Вот почему Квинтилиан сказал: «Лживому следует иметь очень хорошую память».
Но что больше всего имеет смысл при обсуждении (проблем), так это соблюдение мира, спокойствия и скромности. В первую очередь, необходимо сдерживать беспорядочный крик. Почему, спрашиваю, ты не можешь спорить об истине сдержанным и мягким языком? Разве от крика аргументы становятся более убедительными, а ответ более мудрым? Нестерпимыми являются те, кто, будучи несостоятельными что- то доказать умом, прибегают к шуму и брани. Наверное, твои аргументы не будут иметь меньше силы, если спорить даже шепотом.
Есть, конечно, и такие (ораторы), которые воздерживаются от крика и давления, однако действуют шутовскими покачиваниями головы и многозначными жестами, насупив одну бровь и подняв другу. Это ни к чему. Скромность и дружеское расположение между теми, кто спорит, должны сохраняться как нерушимый закон, ибо это является очень полезным... Мера во всем — лучшая вещь!»