1 апреля этого года исполняется 260 лет со дня рождения Гуго Коллонтая — одного из самых выдающихся представителей польского Просвещения, правоведа, философа, политика. К сожалению, в Украине об этом человеке почти не знают. И это при том, что его жизнь была тесно связана с Украиной.
Гуго Коллонтай родился в 1750 г. в волынском городке Великие Дедеркалы (сегодня село Шумского района Тернопольской области). Несмотря на украинское происхождение (по крайней мере, территориальное), Г.Коллонтай сформировался в лоне польской культуры. Его родители принадлежали к мелкой польской шляхте. Это был не чисто польский, а, скорее, смешанный род, где сочетались польские и украинские элементы. Считается, что род Коллонтаев (или Калатаев — так могла звучать эта фамилия в первоначальном варианте) свое начало вел от брянских бояр.
Начальное образование он получал дома, где с ним занималась мать. Потом учился в Пиньчове, высшее образование получил в Краковском университете, в котором изучал философию и теологию. После его окончания стал доктором философии. Дальше обучался в Вене, Болонье и Риме, где получил степень доктора теологии и церковного права. В Италии он имел возможность ознакомиться с произведениями западноевропейских просветителей. Особое влияние на него оказали физиократы — экономисты, считавшие землю и земледелие единственным источником богатства и, соответственно, высоко ценившие земледельческий труд. В целом Г.Коллонтай хорошо ориентировался в достижениях тогдашней европейской науки и философской мысли.
В 1775 г. принял духовный сан и стал краковским каноником. Однако его деятельность выходила далеко за пределы церковной сферы. Он активно работал в Эдукационной комиссии — своеобразном министерстве образования, которое было основано в Речи Посполитой сразу после ликвидации ордена иезуитов в 1773 г.
Как инспектор Эдукационной комиссии Г.Коллонтай провел реформирование Краковского университета. До реформы в этом учебном заведении существовало четыре отдела: теологии, права, философии и медицины. Исходя из собственного взгляда на дифференциацию наук, Г.Коллонтай ликвидировал такое разделение и сделал в академии две коллегии — физическую и моральную. В первую вошли школы: математическая, физическая и медицинская, во вторую — теологическая, правовая и литературная. С 1782-го по 1786 г. Коллонтай был ректором Краковского университета, воплощая свои реформаторские взгляды в области образования. Сегодня в музее университета есть специальный посвященный ему зал. Г.Коллонтая в Краковском университете считают одним из самых выдающихся представителей этого учебного заведения.
С 1786 г. Г.Коллонтай включается в политическую жизнь, становится литовским референдарием (чиновником, который выслушивал жалобы граждан и представлял их в оформленном письменном виде канцлеру, то есть главе правительства, для последующей передачи королю). В период работы так называемого Четырехлетнего сейма (1788—1792) Г.Коллонтай принадлежал к активным политическим деятелям Польши, выступая спикером демократических слоев, прежде всего мещанства. Вокруг него объединялись радикальные деятели, которых прозвали якобинцами за их выступления против вольностей шляхты.
Гуго Коллонтай и его сторонники возлагали большие надежды на Четырехлетний сейм, ожидая, что он осуществит перемены, которые приведут к переходу Речи Посполитой от сословной децентрализированной монархии к государству с эффективной системой управления и более демократическими порядками. Свое виденье этих реформ Коллонтай изложил в написанных в то время публицистических произведениях «К пресветлой депутации» (1788), «Несколько писем Анонима к Станиславу Малаховскому, референдарию коронному, о будущем сейме» (1788—1789), «Политическое право польской нации» (1790). В них мыслитель отстаивал мнение о необходимости ликвидации права «либерум вето», которое на то время стало сильным тормозом общественных перемен в Речи Посполитой, выступал за введение общего налогообложения, за расширение прав мещан и личную свободу крестьян. При изложении своей позиции прибегал к рациональным аргументам, избегая лирических и сентиментальных выражений.
Г.Коллонтай считал, что между крестьянами и панами должны быть установлены договорные отношения. С глубоким возмущением писал о тяжелом материальном и моральном положении крестьян. При этом отрицал аргументы своих политических противников, которые хотели отложить предоставление личной свободы крестьянам, считая, что те из-за своей необразованности еще не доросли до свободы. По этому поводу Г.Коллонтай утверждал: не должно существовать никаких причин, чтобы ограничивать права человека; нельзя назвать ту нацию свободной, где человек несчастен, не может быть тот край свободным, где человек является невольником; ни одно общество не может жертвовать одними людьми ради других.
Фактически Г.Коллонтай первым в Речи Посполитой стал говорить о равенстве людей (прежде всего, в правовом смысле) независимо от их общественного и расового происхождения. На его взгляд, равенство людей — это естественное право, а все люди, кем бы они ни были и где бы ни жили, являются «гражданами Земли».
Такие рассуждения, которые сегодня для нас кажутся абсолютно «естественными», в то время выглядели необычно. Нужно учитывать, что в конце XVIII ст. Речь Посполитая, как и большинство европейских государств, была сословной монархией, в которой права конкретного человека определялись, прежде всего, его социальной принадлежностью. Идея «равенства прав всех людей» выглядела тогда революционно.
Г.Коллонтай не ограничивался теоретическими рассуждениями, а пытался воплотить свои взгляды в жизнь. Так, в ноябре 1789 г. в Варшаву съехались представители от 141 города Речи Посполитой, которые с помощью Г.Коллонтая сформулировали требования «третьего сословия» к сейму. Среди них были требования предоставления мещанам права личной неприкосновенности, права приобретения земельной собственности, права занимать высшие духовные и светские должности, иметь свое представительство в сейме и так далее
Также Г.Коллонтай сыграл важную роль в создании польской Конституции 3 мая 1791 г., которая стала первой европейской реально действующей конституцией (и второй в мире после американской). При ее создании «конкурировали» два проекта — умеренный (королевский) и радикальный (коллонтаевский). Г.Коллонтай в своем проекте предусматривал существование конституционной монархии при значительном расширении прав представительского законодательного органа (сейма). Предусматривалось также предоставление политических прав мещанам, реформирование административного устройства, судебной системы, налоговой сферы. В конечном итоге был принят компромиссный вариант Конституции, а его составителем на конечном этапе выступил именно Г.Коллонтай.
К сожалению, мы, украинцы, любим жить мифами. В частности, многие свято верят, что первую в мире Конституцию создал Пилип Орлик (который, кстати, не был украинцем и не происходил из Украины). На самом же деле так называемая Конституция П.Орлика — это даже не юридический документ, а всего лишь политическая декларация, эдакий меморандум о намерениях. В то же время мы «не знаем» или «забываем», что первую реальную европейскую Конституцию (собственно, юридический документ как Основной закон) разработал выходец из Украины, наш земляк, в жилах которого текла русинская (украинская) кровь.
После провозглашения Конституции Г.Коллонтай при поддержке так называемой патриотической партии занял должность коронного подканцлера (заместителя главы правительства) и принимал участие в реализации положений Основного закона. Однако и Конституция, и реформистская деятельность Четырехлетнего сейма вызывала недовольство со стороны консервативных сил Речи Посполитой, которые оформили так называемую Тарговицкую конфедерацию и при поддержке российских войск захватили власть в 1792 г. В такой ситуации Г.Коллонтай вынужден был покинуть Речь Посполитую и отправился в эмиграцию. Там, в эмиграции, им вместе с Игнацием Потоцким и Франциском Домоховским была создана книга «О становлении и падении Конституции 3 мая 1791 г.» Это произведение послужило идеологической подготовке к восстанию под руководством Тадеуша Костюшко, направленному против экспансионистской политики России в Речи Посполитой.
Сам Г.Коллонтай принял активное участие в этом восстании. Им был подготовлен «Акт восстания», который провозгласили в Кракове 24 марта 1794 г., признав при этом Т.Костюшко главнокомандующим военных сил страны. Г.Коллонтай входил в состав повстанческого правительства — Верховного национального совета. 7 мая 1794 г. Костюшко издал Полонецкий универсал, к написанию которого приобщился Г.Коллонтай. В этом документе предусматривался ряд радикальных перемен, в частности, предоставление крестьянам личной свободы при условии их полного расчета с помещиками и уплаты государственных налогов. На время восстания «панщина» сокращалась вдвое. А хозяйства, принимавшие участие в восстании, освобождались от «панщины». Крестьяне получали наследственное право на землю, которую они обрабатывали. Пан мог лишить подданных земли только тогда, когда они не выполняли свои повинности.
Во время восстания Г.Коллонтай занимал крайне радикальную позицию, призывая к физической расправе над консервативно настроенными сторонниками Тарговицкой конфедерации. Примером для него служили французские якобинцы. Радикализм Г.Коллонтая и его сподвижников привел к непониманию и конфликтам с Т.Костюшко, предпочитавшим действовать умеренно.
После подавления восстания Г.Коллонтай пребывал в казематах австрийских крепостей Йозефштадт и Оломоуц (1794—1802). Здесь он написал первый вариант своего историософского труда «Критическое рассмотрение основ истории начала человеческого рода», работал также над другими произведениями философского характера.
Освободившись из заключения, Г.Коллонтай поселился на родной Волыни, жил в селах недалеко от Кременца (Тилявка, Тетильковцы). Вместе с главным визитатором училищ Волынской, Киевской и Подольской губерний, богатым волынским землевладельцем Тадеушем Чацким организовал сбор средств для создания в Кременце высшей гимназии. Всего на это дело было собрано 415 720 злотых. В 1805 г. гимназия начала функционировать, а в 1819 г. ее реорганизовали в лицей. Она стала важным культурно-образовательным центром, влияние которого не ограничивалось лишь Волынью. В Кременецком лицее были замечательная библиотека, хорошо оборудованные классы и кабинеты, высококвалифицированные преподаватели, значительная часть которых прибыла с Запада.
Хотя Г.Коллонтай не имел возможности работать в Высшей волынской гимназии, поскольку царской властью трактовался как человек неблагонадежный, однако, именно он составил программу для этого учебного заведения и передал ему свою богатую коллекцию минералов, создав здесь базу для изучения геологии.
Нужно заметить, что геология в ХVIII ст. стала очень популярной наукой в Европе, а увлечение ею даже превратилось в своеобразную моду. Интерес к геологии носил практический характер, поскольку развитие промышленности требовало полезных ископаемых, а их поиски и разработка вдохновляли на геологические исследования.
Г.Коллонтай сориентировал Высшую волынскую гимназию на то, чтобы обучение в ней имело практическую направленность. В ней преподавались природоведение, русский, французский, греческий и латинский языки, черчение, архитектура, политическая экономия, топография, музыка, фехтование, плавание. Особое внимание уделялось изучению польского языка, который был очищен от элементов латыни. В 1807 г. при гимназии основали школы геометров, механиков, садовников и учительскую семинарию. Был ботанический сад и обсерватория. Библиотека гимназии насчитывала более 34 тыс. экземпляров, среди которых были редкие издания (инкунабулы), книги XVI—XVIII вв., пергаментные документы.
Наполеоновские войны заставили Г.Коллонтая вернуться к политической деятельности. Он оказывается в созданном Наполеоном Варшавском Княжестве. Пишет политико-программное произведение «Размышления о положении той части польской земли, которая после Тильзитского мира получила название Варшавского Княжества» (1809). Этот труд, по сравнению с предыдущими политическими произведениями мыслителя, не отличался радикальностью. Автор пропагандировал идею неприкосновенности границ государств и право каждого народа самому выбирать путь своего развития и форму правления. Вообще Г.Коллонтай, наученный горьким опытом, обратился к французскому правительству с меморандумом, где предлагал не прибегать к радикальным действиям в плане социальном, поскольку это, на его взгляд, может привести к сильному противодействию со стороны консервативного шляхетства. Г.Коллонтай также подал наполеоновскому маршалу Л.-Н. Даву свою работу «Очерки политической ситуации России и польских провинций, присоединенных к империи в частности». В ней говорилось об украинском казачестве и излагались рекомендации французским властям относительно возможностей использования казаков в борьбе с Россией.
Несмотря на то, что Г.Коллонтай не выступал как радикальный политик, слава о его «якобинском» прошлом не дала ему возможности принять участие в управлении Варшавским Княжеством. Поэтому он сосредоточился на культурно-образовательной деятельности. В 1809—1810 гг. предпринял еще одну попытку реформировать Краковский университет, в то же время продолжил свои научные и философские исследования. Тогда же, в 1810 г., вышел в свет его философский труд «Физико-моральный порядок».
Умер Г.Коллонтай в 1812 г. в Варшаве. Похоронили его в варшавских катакомбах для простолюдинов. Точное местонахождение его могилы до настоящего времени не установлено. Уже после смерти вышел ряд трудов Г.Коллонтая, самый важный из которых — «Состояние просветительства в Польше в последние годы правления Августа ІІІ».
Г.Коллонтай был не только выдающимся педагогом, политиком, публицистом, но и ученым. Его труды касались разных сфер: философии, педагогики, истории, политики, права, природоведения.
В его лице имеем типичного представителя европейского Просвещения. Именно просветительская идеология нашла проявление в философских взглядах мыслителя. Г.Коллонтай хорошо знал произведения французских энциклопедистов, а их Большая энциклопедия была в его библиотеке. Соответственно, во многих моментах взгляды Г.Коллонтая оказались созвучны с убеждениями просветителей.
В целом философская концепция Г.Коллонтая для тогдашней Речи Посполитой была прогрессивным явлением, сориентированным на то, чтобы преодолеть анархию в этом государстве и приблизить его устройство к системе наиболее передовых европейских государств.
На первый взгляд, деятельность Г.Коллонтая имела косвенное отношение к Украине. Этот деятель считал себя поляком и действовал в пределах польской культуры. Однако нужно учитывать, что он родился на украинской земле, здесь прошло его детство. Сюда наведывался и в более зрелом возрасте. Поэтому он не мог быть полностью изолированным от украинских реалий. Эти реалии, так или иначе, должны были влиять на него — пусть даже на уровне несознательном. По крайней мере, это могло проявляться в следующих моментах.
Во-первых, будучи католическим каноником, Г.Коллонтай свободно относился к своим обязанностям священника. В данном случае не последнюю роль могло сыграть его украинское происхождение. Ведь характерное для Волыни конфессиональное противостояние, сопровождавшееся противостоянием социальным, вполне могло поспособствовать формированию у Г.Коллонтая относительно свободного отношения к своим обязанностям священника.
Во-вторых, как уже говорилось, Г.Коллонтай принадлежал к радикальным революционным деятелям польского движения конца XVIII — начала XIX вв. и отстаивал интересы простонародья. Соответственно, возникает вопрос об источнике такого демократизма. На наш взгляд, украинские реалии (в частности, нищенская жизнь украинского крестьянства, его бесправность) были одним из таких источников и способствовали формированию у Г.Коллонтая представления о равенстве людей. Показательно, что Г.Коллонтай в своих исторических исследованиях ориентировался на изучение быта и культуры простого народа. Его творчество стало заметным толчком для этнографических исследований в Польше.
Все это дает основания утверждать, что Г.Коллонтай имел отношение и к Украине, и к украинской культуре.