Пятиметровый памятник «степному Колумбу», открывшему железную руду Криворожья и приложившему немало усилий для развития отечественной металлургии, будет установлен в сквере, недалеко от здания мэрии, в дни празднования 225-летия Днепропетровска в мае 2001 года.
Исторической реабилитацией А.Н.Поля можно считать и тот факт, что нынешний учебный год в школах города начался с урока, посвященного заслугам выдающегося земляка, благодаря которому Днепропетровщина превратилась в индустриальное сердце Украины. О заслугах этих стоит сказать особо.
Родился Александр Николаевич Поль 20 августа 1832 года в селе Малоалександровка под Верхнеднепровском, в семье помещика. Свой род, по мужской линии, он вел от кардинала Поля, жившего в Лондоне, но бежавшего оттуда, когда в Англии при короле Генрихе VII начался кровавый террор. Потомок кардинала Иван Поль был уже шведским подданным и профессиональным военным. При царствовании Екатерины II он поступил на службу в российскую армию и отличился в войне против турок, за что и получил чин майора и 1500 десятин земли возле реки Мокрая Сура на Екатеринославщине.
Его младший сын Николай участвовал в Отечественной войне 1812 года и походах русской армии в Германию и Францию. Уволившись со службы, он женился на дочери помещика Анне Полетике — внучке украинского гетмана Павла Полуботка. От этого брака и родился будущий Почетный гражданин города Екатеринослава, нынешнего Днепропетровска.
Неудивительно, что, находясь в родстве с гетманской фамилией, Александр Поль еще в детстве проявил интерес к запорожской старине и степному краю. А вернувшись на родину после учебы на юридическом факультете Дерптского университета (ныне г. Тарту, Эстония), он в свободное время пешком путешествовал по Екатеринославской губернии, осматривал местные достопримечательности — курганы, городища, урочища и собирал фольклорный материал по украинским хуторам. В одно из таких «хождений» в 1866 году, Поль забрел в Дубовую балку возле небольшого селения Кривой Рог. Осматривая местность как любитель-археолог, он неожиданно наткнулся на обнажения железной руды.
Стоит заметить, что о полезных ископаемых в этом районе, в том числе и о руде, докладывали еще первому губернатору Екатеринослава — князю Потемкину, однако для их исследования и разработки не было сделано ни шагу. Поль же как человек разносторонне образованный сразу оценил, какое значение может иметь его открытие для всего края. Для того, чтобы определить качество руды и объем залежей, он пригласил немецкого профессора Штрипельмана, пообещав ему оплату 1000 франков в месяц. Маститый специалист заверил Поля, что тот открыл огромные богатства.
Взять в долгосрочную аренду окрестности Дубовой балки Александру Николаевичу не составило особого труда — здешние земли крестьяне вполне справедливо считали непригодными к земледелию. Гораздо труднее было наладить добычу самой руды, что требовало больших денег. Провинциальные буржуа даже слушать не хотели о столь фантастическом прожекте. И тогда Поль как пророк, не признанный в своем Отечестве, обратился за помощью к загранице. Но и там пришлось долго хлопотать — только через 15 лет (!) идеей заинтересовались в Париже, где было создано «Акционерное общество железных руд Кривого Рога». Оно начало свою деятельность добычей руды для завода Юза в Донбассе, а затем, во все возрастающих масштабах, и для всего края.
Но следом возникла новая проблема — для промышленной разработки железной руды Кривого Рога требовались большие запасы каменного угля. Уголь в то время уже добывался в Донбассе. Однако для его доставки в Кривой Рог нужна была железная дорога. Решая эту «сверхзадачу», Поль в течение многих лет писал прошения и ездил в Петербург, доказывая выгодность проекта как для края, так и для империи в целом. Эта настойчивость создала ему среди чиновников славу едва ли не помешанного или маньяка, а местный исправник на запрос из Петербурга дал ответ, что Александр Поль «несколько ненормальный человек»!
Тем не менее, при поддержке екатеринославского земства проект строительства дороги был утвержден, а в мае 1884 года железную дорогу из Донбасса в Кривой Рог и мост через Днепр в Екатеринославе были введены в эксплуатацию.
Этот исторический момент и стал вторым рождением Екатеринослава — будущего Днепропетровска, который за короткое время превратился из степного захолустья, куда ссылали опальных поэтов, в крупнейший индустриальный центр не только Украины, но и всей Российской империи.
Уже через три года состоялся пуск первой домны на Брянском заводе — нынешней «Петровке», а следом металлургические предприятия, как грибы после дождя, стали расти на обоих берегах Днепра, в Каменском (Днепродзержинске) и Кривом Роге.
О темпах «промышленной революции» можно судить по росту населения в Екатеринославе — за 25 лет после пуска железной дороги оно увеличилось в шесть раз, до 180 тыс. человек. В семь раз возрос городской бюджет, и уже в 90-х годах в городе, куда устремились европейские инвесторы, опережая столицы, появились электрическое уличное освещение, трамвай, телефон, автомобили и многие другие атрибуты современной цивилизации.
Тем не менее, внушительный список заслуг Александра Поля отнюдь не исчерпывается его предпринимательской деятельностью. Вторая половина ХIХ века в Российской империи — время реформ и подъема общественной жизни. А потому, в качестве депутата от Екатеринославской губернии, Александр Поль принимал живое участие в доработке крестьянской реформы 1861 года, был гласным губернского земства от своего уезда, избирался почетным мировым судьей Верхнеднепровского округа. До 1872 года Александр Николаевич был членом губернского училищного совета, а с 1883-го — почетным попечителем 1-го Екатеринославского реального училища, которому подарил прекрасную коллекцию минералов Кривого Рога.
На протяжении всей жизни А.Поль не терял интереса и к истории родного края, его археологии и этнографии. Для коллекционирования предметов старины, рукописей, редких монет и произведений искусства он не жалел ни времени, ни средств. Из года в год А. Поль предпринимал экспедиции и археологические раскопки в различных местах губернии.
И в конце концов оказался обладателем огромной коллекции, насчитывавшей до 6 тыс. экспонатов, стоимость которой специалисты определили в 200 тыс. рублей серебром. Незадолго до смерти, нуждаясь в деньгах, он хотел продать свою коллекцию в один из музеев России. Об этом узнали в Англии и предложили ему за все собрание древностей, кроме запорожского отдела, весьма кругленькую сумму. Однако А.Поль, руководствуясь патриотическими соображениями, воздержался от продажи. Позднее вся эта коллекция была передана вдовой Александра Николаевича городу Екатеринославу и, по сути, стала основой, на которой был создан местный исторический музей. В 1902 году ему было присвоено имя А.Н.Поля.
Заслуги выдающегося земляка современники оценили еще при жизни Александра Николаевича — 9 мая 1887 года он был избран первым Почетным гражданином Екатеринослава, а его имя увековечили на мраморной доске в зале городской думы. В 1889 году дворянское собрание решило назвать один из залов Потемкинского дворца Полевским, там повесили маслом писаный портрет. В двух учебных заведениях — Петербургском горном институте и первом Екатеринославском реальном училище (ныне Национальная горная академия Украины) учредили именные Полевские стипендии. Обсуждался и вопрос об установке прижизненного памятника. Впрочем, монумент «степному Колумбу» в начале века поставили в Кривом Роге, но перед I Мировой войной местные «охотники за цветным металлом» (и тогда процветал этот вид промысла!) украли бронзовый бюст.
Умер Александр Поль внезапно, 26 июля 1890 года, на 58-м году жизни, и был похоронен в склепе церкви Святого Лазаря на территории городского Севастопольского кладбища. После революции дела его и заслуги начали умышленно замалчивать. Виной тому, как можно предположить, были дворянское происхождение и предпринимательская деятельность. Имя «классового врага» потихоньку стирали с карты города, переименовав исторический музей в честь академика Яворницкого, а улицу Поля — в улицу Юлиуса Фучика.
В годы перестройки, очевидно, не желая оскорблять память чешского антифашиста, власти пошли на компромисс и назвали именем Поля крохотный переулок из нескольких домов. Но об этом едва ли знает большинство горожан. Еще более неприглядная история произошла с могилой Почетного гражданина. В 1954 году Севастопольское кладбище превратили в парк. Церковь Святого Лазаря снесли. А могилы сравняли бульдозером. На месте храма Божьего оборудовали храм культуры — местный кинотеатр, а по соседству — на бывшем православном кладбище — танцплощадку и пивнушку, которые местные жители называли «Сиваш».
О могиле Александра Поля вспомнили совсем недавно. Четыре года назад власти города любезно предоставили это место под строительство... духовно-просветительского центра одной из протестантских церквей. При рытье котлована были потревожены останки защитников Севастополя, которые умерли в тыловых госпиталях Екатеринослава полтора века назад. Под ковш экскаватора попал и неизвестный склеп, в котором покоился прах высокопоставленного чиновника или генерала. Об этом свидетельствовали богатое убранство гроба и остатки мундира, в связи с чем возникло подозрение, что склеп принадлежит Александру Полю, похороненному в расшитой ливрее. Череп усопшего работники Исторического музея направили на идентификацию, но результаты экспертизы предположение не подтвердили.
Впрочем, эта история, очевидно, не прошла бесследно. Об Александре Поле начала писать пресса, а общественность заговорила о том, что пора бы в истории города и края расставить все точки над «і». По крайней мере, в Кривом Роге пару лет назад уже восстановили бюст первооткрывателю железных руд. Теперь, судя по всему, очередь за Днепропетровском.
Как сообщила начальник городского управления культуры Валентина Бойко, о памятнике Александру Полю местные власти подумывали якобы давно. Еще два года назад был проведен конкурс на лучший проект монумента. Победили в нем скульптор Владимир Небоженко и архитектор Владимир Положий, которые предложили изобразить А.Н.Поля в полный рост, с киркой в руке, опирающимся на каменную глыбу. Весьма удачно выбрали и место для памятника. Власти уже поручили ГлавАПУ разработать дизайн сквера, убрать оттуда киоски, привести к единому стилю фасады зданий и близлежащих магазинов.
Но вот незадача — с финансированием работ, как всегда, трудновато. И несмотря на неоднократные обращения к жителям города — вовсе не самого бедного в Украине — никто из потенциальных спонсоров не откликнулся, а на счет не поступило ни копейки!
Теперь, говорит В. Бойко, мы готовим письма к руководителям металлургических и горнодобывающих предприятий, а также Приднепровской железной дороги. Не может быть, чтобы они остались безучастными к такому святому почину. Как бы там ни было, но осрамиться на свой юбилей индустриальная столица державы и впрямь не имеет права. В противном случае стыдно будет перед всей Украиной.