Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Святки продолжаются

14 января, 2000 - 00:00

Отошло мистическое Рождество, а с ним и Святой вечер — может самая ощутимая наша связь с прошлым, с неизвестными пращурами; связь, которая передается как эстафета от поколения к поколению. В те рождественские дни и ночи почти каждый, независимо от принадлежности к той или иной церкви, интуитивно ощущал присутствие, свершение чего-то величественно-трансцендентального. Особое значение здесь имеют старинные обрядовые песни-колядки — настоящая машина времени, переносящая современного человека в глубины веков. Эти колядки! Общеизвестно, что музыка имеет культовое, религиозное происхождение; иногда, однако, кажется (пусть простят ортодоксы эту невинную шутку), что все наоборот, что музыка является не атрибутом, а одним из источников религиозной жизни — такую она имеет силу поднимать душу человека над всем земным, будничным, прозаичным.

День Рождества прошел, но празднуют его до самого Крещения, а колядки и щедривки в старину пели в течение всех зимних праздников вплоть до Стретенья, т.е. до 15 февраля.

Когда-то на Рождество каждый дом становился как будто храмом, где хозяин правил святочное — ритуальное действие. На Гуцульщине даже называли семейный ужин накануне Рождества «тайным», т.е. мистическим. Открывал его хозяин — он вносил в горницу, ставил во главе стола сноп пшеницы и говорил: «Слава Иисусу Христу! Дай Боже эти праздники счастливо провести и Нового года дождаться — от Нового года до Богоявления, от Богоявления до Воскресения, от Воскресения — до ста лет, пока Господь Бог назначит срок!».

Много написано об обрядах и об украинском «меню» святого (перед Рождеством) и щедрого (перед Новым годом) вечеров. Но почти никто не упоминает о таком, когда-то обязательном, компоненте стола зимних святок как чеснок. Мы, современные (так называемые цивилизованные) люди, давно забыли о том значении, которое имело когда-то это растение, каким почетом оно было окружено и не только среди украинцев. Ученые считают чеснок древнейшим и одним из самых ценных полеводческих продуктов. Чеснок был известен в древнем Египте и Вавилоне, в Израиле библейских времен. В Египте существовал религиозный культ чеснока — он был богом одного из городов в дельте Нила. Жители города приписывали чесноку мистические свойства — он защищал «свой народ» от эпидемий, от различных болезней, от того, что «образованные» люди сегодня называют «сглазом». Для этого необходимо было не только постоянно употреблять чеснок, но и носить на себе амулет, например, ожерелье из зубков чеснока. Может самым важным было то, что в те времена зубки чеснока считались символом и средством плодородия и использовались в мистически-сексуальных ритуалах. В украинских народных праздничных обрядах, возникших в дохристианские времена, культ чеснока слился с древним культом месяца — старинным языческим символом творчества, жизненного огня и страсти, который пробуждает на земле зерно жизни и дает ему огненную силу родиться. Поэтому когда-то в каждой хате хозяйка- мать торжественно клала на праздничный стол чеснок. Тем самым она желала своим детям много детей и внуков, а еще — обеспечивала богатый приплод скоту.

Сейчас чеснок почти исчез из зимних ритуалов. Колядки и щедривки, однако, будут жить всегда, как бы не менялся в будущем образ жизни общества (как сбереглись они в не менее переменчивом прошлом). Приведу пример колядки, записанной в начале века ученым-этнографом Владимиром Гнатюком. «Ходить сам господар по світлиці, ставить столики в три рядойки, кладе обруси все шевковії, кладе ножички все сталевії, просить Боженька на вечерейку. Посадив Бога посеред стола, святу Пречисту при другім столі, усі святії — коло неї. Приймає Бога зеленим вином, святу Пречисту — солодким медом, усі святії — шумнов горівкою, свою челядку чистою водою. І сам п'є воду з своєю женою. Світить їм сонце в одно віконце, а ясен місяць — в друге віконце, яснії зорі світять довкола». Не знаю как кому, а мне эта колядка кажется произведением высокого мастера; она играет фантазией и красками, той красотой, которую можно почувствовать только в работах гениев, таких как Веронезе или Рафаэль. Как сладко звучат, например, «обруси все шовковії і ножички сталевії» или те оконца, через которые в хату заглядывает Вселенная.

Бывают в жизни моменты, когда только народные песни и колядки-щедривки спасают человека от отчаяния, поддерживают надежду.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ