Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сюжет для Босха

9 июля, 1999 - 00:00

На картине Иеронима Босха «Тысячелетнее царство» изображен ад — пожар Вселенной, подобный сжиганию огромного мусорника. В красной, окрашенной отблесками пламени, речке барахтается бесчисленное количество тел голых людей; под ногами тех, что на суше, разверзлась земля. Привычная структура мира зловеще изменилась и вокруг вращается фантастическая смесь несовместимых вещей — частей человеческого тела, которые ведут собственное существование, гибридов живых существ и медных предметов, музыкальных инструментов, игральных карт, гигантских страшных насекомых и нечистой силы, которая стала, наконец, видимой для всех.

Есть на Оболони озеро, которое называется Вербным; чистое, глубокое, с песчаными берегами и дном. Осенью и весной здесь в заводях живут дикие утки, с ближнего Днепра сюда залетают чайки, на золотое дно падают тени рыбок. А летом берега озера становятся одним из наиболее популярных городских пляжей, куда собираются, и не только в выходные, многочисленные киевляне. Жители прилегающего района идут на озеро прямо в купальных костюмах — сейчас на Оболони никого не удивит полуобнаженный человек где- то в магазине или на улице. Новым является разве то, что начали обнажаться также пожилые люди, особенно мужчины.

С утра до вечера песок оболонского пляжа густо покрыт раскаленными неподвижными телами, гремит музыка, буксуют машины, кричат дети, лают собаки. Вдоль южного берега озера проходит весьма загруженная автомагистраль и грохот транспорта смешивается с гамом пляжа, является составляющей общей атмосферы отдыха. В этом году картина дополнена еще экскаватором, который роет на пляже траншею неизвестного назначения. Она мгновенно заполнялась отбросами, а кучи вырытого песка быстро обживают загорающие — прямо под выхлопными газами экскаватора. Многие молодые люди развлекаются на озере допоздна, а некоторые остаются и ночевать на песке — «на природе». И из ночи в ночь жители многоэтажных домов, окружающих пляж, слушают дикие звуки вакханалий, не зная что и думать — веселье там, оргия или преступление насилия?

Каждый знойный день на озере собираются сотни, а может и тысячи людей. Как обеспечивает городская администрация если не их досуг, то хотя бы некоторые неотложные потребности? Особенно принимая во внимание то, что пляж имеет официальный статус. А никак. Питьевой воды нет, даже в форме традиционных колонок или фонтанчиков. Спасают от жажды два частных киоска, в которых, по обыкновению, нет холодильников и потому в жару здесь можно отравиться любым напитком. Еще более фантастично то, что на пляже нет также «удобств», если не считать одного «автотуалета», который стоит прямо на уличном тротуаре и способен обеспечить разве что какой-то один процент пляжников. Поставили его здесь, очевидно, только для запаха и для увеличения общего хаоса. А все натуральные потребности отправляются натуральным путем — под кустами, под стенами, в прилегающих сквериках, в подъездах и на лестницах ближайших жилых домов. И, конечно, в воде озера. Тем более, что современная пляжная публика плавать, как правило, не умеет или не любит, и в воду заходит ненадолго и исключительно по двум причинам —из-за жары, а еще... вы понимаете. Интересно было бы знать, что показывают анализы воды.

Результаты анализов, однако, могут быть весьма неожиданными, так как во время дождя вода озера обогащает свой состав всеми теми «элементами», которые накапливаются на мостовых и тротуарах Оболони и смываются в озеро бурными грязными потоками через давно разрушенные защитные дамбы.

Кажется, однако, что это мало тревожит не только городскую власть, но и самих пляжников. Они, со своей стороны, сделали все, чтобы превратить берега озера в настоящую свалку. Под каждым деревом или кустом, на каждом квадратном метре когда-то белого песка видим миллиарды остатков «праздника жизни» — обертки, пластиковые пакеты, тряпки, остатки еды; все это накапливается и остается там в течение всего сезона. Даже поверхность озера «украшает» флотилия пластиковых бутылок и разнообразных коробок. И каждое утро сюда опять приходят люди, расстилают свои коврики среди сюрреалистического мусорного пейзажа, ложатся и часами отдыхают. Если ребенок или собака прямо на пляже «справят нужду», место забрасывают песочком и опять ложатся. Встают только, чтобы поесть. Такие вещи, как, скажем, волейбол или шахматы, или книжки, на пляже чрезвычайная и атавистическая редкость.

А рано утром, если идти мимо, можно наблюдать трогательное зрелище: немолодая женщина, очевидно БИЧ (бывший интеллигентный человек), убирает пляж — пытается собрать тоненьким прутиком то, что оставили за собой толпы отдыхающих. Не символ ли это нашего времени?

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ