Каждый, кто посещает западные территории нашего государства (а особенно Львов и Галичину), легко убедится, что отношение к имперской австрийской (в 1867—1918 г. г. австро-венгерской) фамилии Габсбургов здесь до сих пор остается в определенной степени особенным. Многие из украинцев на этих землях, то ли вспоминая рассказы соседей-прадедов, то ли ознакомившись с соответствующей исторической литературой, то ли сравнивая стиль правления Габсбургов в ХVІІІ — начале ХХ ст. с самовластными, деспотичными «замашками» династии Романовых на Востоке, сделали вывод в интересах «двуединой» австро-венгерской габсбургской власти.
Ту власть ценят и вспоминают и сегодня с определенными сантиментами (в какой степени обоснованы эти сантименты — это вопрос, на который не существует короткого и однозначного ответа) за стабильность, которую она несла людям, за определенные полезные мероприятия, которые она осуществляла для Украины на протяжении десятилетий и веков (открывала украинские школы, а точнее, разрешала их открытие; не препятствовала изданию украинских книг и выходу украинской прессы — сравним с печально известными Валуевским циркуляром и Эмским указом времен Александра ІІ; строила железные дороги — первые на Галичине; создавала неповторимый «шарм» западноукраинских городов, назовем только два примера: Львов и Черновцы!). И сегодня достаточно органично для Львовской городской среды выглядит портрет цесаря Франца-Иосифа Габсбурга в окнах какой-то очаровательной кофейни или же открытка с его фотографией на уличных раскладках.
Что стоит за этим? Ностальгия или естественное стремление защитить от забвения те страницы прошлого, которые действительно достойны уважения? В какой мере Габсбурги любили Украину (и кто конкретно из них) и стремились сделать для нее добро? Призвав читателей уходить от упрощенных и обманчиво «простых» ответов, а задумываться, сомневаться, анализировать факты, коротко приведем историческую «начинку», историческое «наполнение» того, что нам известно о Габсбургах.
Прежде всего — они были очень разными. Выдающиеся реформаторы, которые посодействовали и прогрессу Украины в том числе, — и ограниченные, тупые деспоты; либералы, которые в конце ХІХ ст. стали «прививать» своей империи первые, еще хрупкие побеги европейской парламентской демократии, — и крайние, воинственные консерваторы; сторонники гармоничного «концерта народов» (а надо напомнить, что в начале ХХ ст. австрийские немцы составляли меньшинство в населении двуединой империи — преобладали славянские народы: поляки, чехи, словаки, украинцы, хорваты, словенцы, существенным был и вес венгров) — и ожесточенные немецкие шовинисты. Между прочим, Гитлер признался в «Майн Кампф», вспоминая годы жизни в Вене (1906—1913 гг.), что основы его «мировоззрения» заложила тогда ненависть к славянам (которые «вытесняли все немецкое»), конечно, к евреям и к парламентской демократии (подаренной народам империи, согласно Конституции Франца-Иосифа, в 1860 г.).
Следовательно, историческое наследие Габсбургов весьма противоречиво. Но прежде чем говорить об этом наследии (а также о самых ярких представителях династии) конкретнее — несколько общих фактов и данные об истории семьи. Первый император (возглавил тогда «Священную Римскую империю германской нации», которая объединяла, в большой мере уже номинально, все немецкие этнические земли) этого рода — это Рудольф Габсбург, избранный главой названной империи в 1273 году. Затем на протяжении 614 лет множество разнообразных Габсбургов увенчивались короной Священной Римской, Австрийской (Австро-Венгерской) империй, были властителями (королями, герцогами, другими монархами) Испании (ХVІ—ХVІІ ст.), Нидерландов (ХVІ—ХVІІІ). Габсбурги были связаны родственными узами и с французскими королями, и с династией Романовых, и с испанскими властителями. Между прочим, одна из многочисленных ветвей этой династии — Лотарингская — содержала и кровь древнего французского короля Генриха І, своего предка, а следовательно и жены его, Анны Ярославны, а следовательно и Ярослава Мудрого, и всех Великих князей Киевских, предков Ярослава! Весьма красноречивый факт.
ИМПЕРАТОР ФРАНЦ-ИОСИФ ГАБСБУРГ, ВОЗГЛАВЛЯВШИЙ АВСТРИЙСКОЕ (ВПОСЛЕДСТВИИ — АВСТРО-ВЕНГЕРСКОЕ) ГОСУДАРСТВО НА ПРОТЯЖЕНИИ 68 ЛЕТ, С 1848-го ПО 1916-й. СИМВОЛ УВЕРЕННОСТИ, СТАБИЛЬНОСТИ И НЕПОКОЛЕБИМОСТИ ИМПЕРИИ / ФОТО С САЙТА RUS-ARC.RU
Есть красивая легенда о происхождении правящей семьи Габсбургов. Когда-то победоносный рыцарь граф фон Альтенбург отправился на охоту в горы (тогда древние Габсбурги находились по большей части в Восточной Швейцарии — это только Рудольф, император, получил в 1273—1280 гг. в свое владение герцогства Австрию и Штирию). Погоня была стремительной, граф преследовал добычу, свита осталась далеко позади. Альтенбург не заметил, как оказался вдруг среди горных скал, где его начали атаковать грифы, защищая свои гнезда. Граф (рядом не было никого!), став на колени, умолял Бога о спасении. И вдруг в следующее же мгновение налетела стая черных воронов, которая прогнала грифов. В знак благодарности граф фон Альтенбург приказал своим вассалам построить на месте своего чудесного спасения башню, назвав ее «Габисбург» (нем. — гора грифов). Было приказано постоянно держать на башне воронов, кормить их должны были слуги графа. Однако со временем потомки фон Альтенбурга разрушили башню, выгнали птиц, а на этом месте построили замок. За это на грядущие поколения Альтенбургов-Габсбургов якобы было наложено проклятие, вестниками которого были черные вороны.
Однако вот что интересно: никакие легендарные проклятия не помешали империи Габсбургов укрепляться, расширять свои границы (путем экспансии, и военной, и экономической, и идеологической, и брачно-династической). Что же касается украинских земель, то Габсбурги присоединяли их к своей короне в такой последовательности. В 1526 году они включили в состав подвластных им земель северо-западную часть Закарпатской Украины, в 1699 году — ее юго-восточную часть; после первого разделения Польши (в 1772 г.) завладели Галичиной (на 146 лет, до 1918-го, когда последний из Габсбургов, император Карл, в результате революции отрекся от трона) и приняли еще один новый официальный титул «короли Галичины и Владимирии»; в 1774 г. — аннексировали Северную Буковину и присоединили ее к Галичине. Таким образом, на протяжении почти полутора веков властителями подавляющей части западноукраинских земель оставались императоры из рода Габсбургов. Мы не можем игнорировать этот факт.
Какие конкретно прогрессивные реформы (настроимся на позитивную волну!) были проведены императорами Габсбургами? И какие конкретно монархи их осуществляли? Здесь стоит назвать хотя бы трех правителей: Марию-Терезию (1740—1780, именно эта женщина, «образованная владычица», современница и соперница Екатерины Второй, «вывела Австрию из сумерек Средневековья» — так писал Иван Франко, который в целом относился к Габсбургской монархии без особого пиетета, очень мягко говоря); ее сына, императора Иосифа ІІ (1780-1790); императора Франца Иосифа (1830-1916, находился на престоле с 1848 г.). Эти люди были действительно успешными реформаторами подвластной им империи. Какие же реальные мероприятия (касавшиеся Украины) они осуществили?
Выданные Марией-Терезией законы (1773—1776 гг.) ограничивали барщину в Галичине максимально тремя днями в неделю (сравним это с жестоким курсом царицы Екатерины, как раз в то же самое время, на тотальное укрепление крепостного права). В 1782 году ее наследник Иосиф ІІ упразднил в империи (в частности в Галичине) личную зависимость крестьян от помещиков. В том же году император Иосиф выдал патент (указ), согласно которому в Галичине создавались общественные страховые фонды хлеба для помощи крестьянам во время неурожаев и голода. Еще раньше, в 1774 году, Мария-Терезия учредила в Вене семинарию для подготовки греко-католического духовенства (понятны культурные и духовные последствия такого шага для Западной Украины), именованную «Барбареум», в 1784 году по воле Иосифа ІІ при Львовском университете был открыт немецкий Studium Ruthenum с преподаванием отдельных дисциплин на украинском языке. В то же время (не нужно лишних иллюзий) венские монархи активно способствовали поселению в Галичине, Буковине, Закарпатье немецких и румынских колонистов. Восстановленный в 1817 г. во Львове во времена императора Франца университет позиционировал себя как безоговорочное, ярко выраженное немецкоязычное заведение.
1848 год. Габсбурги (престол только что занял 18-летний Франц-Иосиф), реагируя на общеевропейскую революцию («Весна народов»), официально и окончательно упразднили барщину в Галичине и провозгласили конституцию, что сделало возможным создание первой собственной политической организации украинцев Галичины — Главной русьской рады. Однако просьбу Рады о разделении Галичины на две автономные части — польскую и украинскую — Франц-Иосиф І не удовлетворил (официально такое решение не было принято вплоть до конца правления Габсбургов в 1918 г.). Новая Конституция в 1860 г. формально предоставила Галичине (как Западной, польской, так и Восточной, населенной украинцами) определенную автономию, однако выгоды от нее для украинцев оказались существенно меньше, чем для поляков. Вообще, упрямо поговаривали, что Франц-Иосиф склонен больше доверять полякам и опираться прежде всего на них. Впрочем, император, возможно, просто хотел сохранять баланс сил. И когда в 70—90-е годы ХІХ ст. на принципах демократического избирательного права (впрочем, общее избирательное право для всех мужчин — только для них — было введено в империи только в 1907 г.) в государстве Габсбургов начал действовать двухпалатный парламент, нижняя палата которого избиралась непосредственно гражданами, а также заработал региональный парламент Галичины — явно дали о себе знать и консервативные влияния на правительство Франца-Иосифа, в частности, польских кругов. Региональная элита Галичины в тот период, в сущности, формировалась из представителей венской власти и польского национального движения. Украинцы фактически доступа к этой элите не имели или этот доступ был крайне ограничен. Но правдой является и то, что именно благодаря культурной либерализации Габсбургов стало возможным, начиная с 70-х годов ХІХ ст., превращение Галичины (Львова в первую очередь) в «украинский Пьемонт» при активном участии, в частности, Кулиша, Драгоманова и, конечно, Франко. Забывать об этом было бы несправедливо.
ХАРАКТЕРНОЕ ФОТО ЛЬВОВА УШЕДШЕЙ ЭПОХИ. ЭТОТ ГОРОД, В СУДЬБЕ КОТОРОГО ТАК ПРИЧУДЛИВО ПЕРЕПЛЕЛИСЬ УКРАИНСКИЕ, ПОЛЬСКИЕ, АВСТРИЙСКИЕ, АРМЯНСКИЕ ВЛИЯНИЯ, НЕСЕТ И СЕГОДНЯ ЯВНЫЙ «ОТПЕЧАТОК» СВОЕОБРАЗНОЙ АУРЫ ГАБСБУРГОВ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Первая мировая война изменила подходы Габсбургов к решению украинской проблемы. Впрочем, еще до ее начала наследник 84-летнего Франца-Иосифа, эрцгерцог Франц-Фердинанд, разрабатывал проекты «Соединенных Штатов Великой Австрии», где на полностью равноправных принципах сосуществовали бы немцы, венгры и славянские народы. Одним из таких штатов, как предусматривалось, должна была стать украинская Восточная Галичина. Однако выстрел Гаврилы Принципа 28 июня 1914 года положил конец не только жизни эрцгерцога, но и этим демократическим намерениям... После начала мировой войны в составе австро-венгерской армии создается Легион Украинских сечевых стрелков — первое узаконенное воинское соединение украинцев за многие десятилетия. Активнейшее участие в боевых действиях в рядах УСС принимал и удивительный человек, о необычной судьбе которого стоит отдельно сказать хотя бы несколько слов.
Речь идет об эрцгерцоге Вильгельме Франце Габсбурге-Лотарингском (между прочим, как мы уже говорили, потомке, пусть и очень далеком, великих киевских князей!), троюродном племяннике Франца-Иосифа (он же известен украинцам с 1915 года как Василий Вышиваный), жертвенном борце за украинскую национальную свободу, замученном в 1948 г. в возрасте 53 лет в тюрьме НКВД в Киеве, — а перед тем, в 1947 году, похищенном «чекистами» прямо в Вене. Василий Вышиваный — яркий пример самоотверженного романтика, который, увидев несправедливость и бесчеловечность национального притеснения бездержавной тогда нации — украинцев, протестуя против этого, почувствовал боль как свою собственную и посвятил жизнь борьбе за независимость Украины. Еще в 1915 году, 20-летним юношей, он командует ротой украинцев в составе 13-го уланского императорского полка и восторженно пишет о боевых качествах наших соотечественников: «Я считаю украинцев лучшими солдатами. Мораль у них очень высокая».
Не сразу, постепенно Вильгельм Габсбург становится убежденным украинским патриотом-государственником. На фронте он выучил украинский язык («учителем» был солдат его роты с Тернопольщины), уже в 1915 г. начал постоянно носить сине-желтую ленту «сечевых стрелков», а в 1916 г. добился переоформления своего паспорта на новую фамилию, данную ему побратимами-украинцами, — Василий Вышиваный. За ежедневное плотное общение с украинскими крестьянами, одетыми в военные мундиры «сечевых стрелков», его прозвали «красным принцем». В 1916—1917 гг. во Львове познакомился и сблизился с митрополитом Андреем Шептицким. Тогда же разработал и отправил в Вену проект создания «Великого княжества «Украина» (надлежащего ответа не поступило; эта институция планировалась, конечно, в составе империи Габсбургов, с включением в нее, в случае победы над Россией, основной части украинских земель — но сама империя доживала последние месяцы.).
В 1917—1918 г. г., по словам Вышиваного, он «многократно говорил с императором Карлом об украинских делах. Но тот все никак не мог отважиться» (на радикальные решения относительно украинцев). В 1918 году, после заключения мирного договора в Бресте, Василий Вышиваный отправляется вместе с украинско-австрийскими частями в Украину (Одесса, Николаев), ведет энергичную работу по укреплению боеспособности украинской армии. В то время его слава и популярность были такими, что были люди, которые видели Вышиваного претендентом на Украинскую Корону (что вызывало раздражение не только Павла Скоропадского, но и кайзера Вильгельма).
Все изменилось в ноябре 1918 г. Правительство Габсбургов ушло, мечта Вышиваного о демократической федеральной Австрии (в духе идей эрцгерцога Франца-Фердинанда) оказалась иллюзией. Однако наш герой не прекращает борьбу: в 1919 г. он — руководитель отделения зарубежных связей Главного Управления Генерального Штаба Армии УНР. Согласно легенде, в те дни Вышиваный выразил намерение встретиться с Нестором Махно (встреча не состоялась); когда ему начали говорить, что Махно, мол, «бандит», эрцгерцог ответил так: «А разве мой предок, Рудольф Габсбург, которого избрали императором, не был в то время бандитом? Махно — это индивидуальность, лучший лидер в Украине!». Из-за поражения армии УНР Вышиваный должен был выехать в Вену (ноябрь 1919 г.). И дальше не прекращал бороться за наше дело, был Председателем Управы Украинского Вольноказацкого Национального общества, поддерживал постоянные связи с Евгением Коновальцем, Павлом Скоропадским, Вячеславом Липинским, Евгением Петрушевичем, жил в Вене, Мадриде, Париже, опять в Вене. О трагической судьбе Вышиваного — украинского патриота из дома Габсбургов, после Второй мировой войны читатель уже знает.
***
Габсбурги — это неповторимая аура Львова, его зданий, уникальной истории, того, что трудно передать словами, но можно (и нужно) почувствовать душой. Это — Отто фон Габсбург, наш современник, большой друг Украины, депутат Европарламента, который ушел из жизни в возрасте 99 лет четыре года назад, сын Карла І и Зиты Бурбон-Пармской. Еще в 2011 году был жив сын последнего из императоров — Габсбургов. Все не так далеко, как кажется...