... Мы и они, они и мы... Ореол героя и образ врага — надолго
укрепились в бытовом сознании, зачастую гиперболизируемые теми, кто использовал
исторические обстоятельства, разность религий и этносов с известной политической
целью: «Разделяй и властвуй!» История, еще вчера скрытая под сенью империй
и общего советского прошлого, оставляла множество загадок и в историческом
облике соседа. Между тем хронометр истории отсчитывал бесконечность общих
точек пересечений, контактов, связей, взаимовлияний с древности и до сегодня.
Черное море разделяло и одновременно связывало Анатолию и Украину, древние
цивилизации Передней Азии и прародину индоевропейцев. Сюжеты истории скифов,
древнегреческих полисов и римских провинций прочно соединили причерноморские
земли более чем тысячелетней общностью античного мира, многочисленные памятники
которого и сейчас поражают воображение искушенного современника.
Наступало время новых империй, и Византия надолго становится
мощным источником социально-политического и духовного воздействия на Балканы
и Восточную Европу. Отсюда дух православия приходит в Русь — молодую державу,
которая на грани тысячелетий простирает свои границы от Балтики до Черного
моря. Царьград-Константинополь вынужден считаться с варварским князем Олегом,
дерзнувшим прибить свой щит на вратах Второго Рима, восхищаться и предлагать
руку и сердце мудрой княгине Ольге, считать за честь иметь родство с князьями
Киевской Руси.
Но время одних империй сменяется властью других — молодых,
дерзких, мечтающих о мировом господстве. Для раздела мира как нельзя лучше
подходит разность религиозных воззрений... И под знаменем Крестовых походов
католиков-христиан, и под покровом идеалов Священной войны мусульман были
видны все те же интересы расширения жизненного пространства, приумножения
богатств за счет ограбления покоренного населения.
В те времена, когда распавшаяся на отдельные княжества
Русь, испытав ужас вторжений кочевников татаро-монголов, платила подати
завоевателям, скрупулезно пересчитавших все население украинских земель
в 1257—1259 гг., там на противоположном берегу Черного моря, мусульманский
Восток, также претерпев нашествие монголов-идолопоклонников, стоял на пороге
рождения Османской империи.
Под конец XIV ст. украинские земли утратили ближайшую перспективу
в становлении независимого государства и реалии польского господства становились
все сильнее. Черноморский же сосед уже стал настоящей «приграничной империей»,
земли которой протянулись от Дуная до Ефрата. В первые годы османы сумели
«то кнутом, то пряником» добиться многого: они официально признали православную
церковь, при этом притесняли католическую, сумели сыграть на религиозных
чувствах православных греков, позволяя им отправлять свои религиозные культы,
не преследовали евреев, разрешив им обустраивать свою жизнь в империи политикой
протекционизма и существенного уменьшения отработок привлекли балканское
крестьянство на свою сторону. Османы построили военную политику на основе
первой в Европе постоянной армии — янычар...
Следуя ближневосточной традиции, османы старались привлечь
торговцев, ремесленников и просто богатых людей из завоеванных ими центров
в Стамбул и другие города. Не случайно уже в 1477 году почти половину населения
столицы составляли православные греки, евреи, армяне, немусульмане из Кафы,
и другие европейцы. После жесточайшего штурма Константинополя-Царьграда
и трехдневного разгрома и грабежа, город очень быстро обрел новое лицо
мусульманской столицы с претензией на вселенскую метрополию — здесь было
восстановлено патриаршество и поселились духовные пастыри армянской и иудейской
общины.
С протекторатом над Крымом османская экспансия быстро распространяется
в Северном Причерноморье — империя становится реальным соперником польских
амбиций в украинских землях, а позднее и российских. Но чем сильнее внедряются
османы в новые земли, тем сильнее реализуется влияние завоеванных: идет
бурная славянизация османского общества. В XV ст. христианки из сербской
славянской династии были супругами многих турецких султанов, как, например,
Баязида I и Мурада II, а сербский язык, как и греческий, все чаще звучал
при дворе. Государственные документы этого времени писались на трех языках,
в том числе и на сербском. Большинство вельмож султанского двора редко
говорили по- турецки.
Славянский язык продолжает звучать здесь и в XVI ст. Известный
историк-политик Паоло Джовио, составивший очерк турецкой истории в 1531
году, писал, что «славоника» занимает третье место при султанском дворе,
а греческий — только на четвертом. Вспомним, что в эпоху расцвета империи
при Сулеймане Великолепном визирем был сербохорват Рустем-паша, а любимой
женой — украинка Роксолана, да и сам султан знал язык славян и разговаривал
со славянскими офицерами, служившими при его дворе, на родном для них языке.
Если в высоких кругах этим языком, скорее всего и чаще, был сербский, то
в среде невольников с Украины, которыми кишел Стамбул, да и другие турецкие
города, особенно приморской зоны, звучала украинская речь.
После Роксоланы, украинки были женами Османа II в первой
половине XVII ст., Мустафы II, правившего в конце XVII — начале XVIII ст.
Его сын Осман III — наполовину украинец. Султан Ахмед III, официально признавший
первую конституцию Украины Пилипа Орлика, написанную в Бендерах, входивших
тогда в состав Османской империи, на четверть украинец.
И, может быть, не случайно Богдан Хмельницкий, испытавший
на себе османский гнет, и кстати свободно владевший турецким языком, был
в глубоких раздумьях, прежде чем окончательно избрать путь договора с Московией.
И уже после изгнания османов из Северного Причерноморья великое множество
украинцев продолжали жить в Стамбуле, на улицах которого звучали по-прежнему
песни кобзарей.
Пантелеймон Кулиш, посетивший Турцию в 1861 г., в историческом
очерке «Турецкая неволя» с удивлением отметил, что собственными глазами
увидел турок не в том страшном образе, который привычен для нашего восприятия.
На торговых площадях и пристанях турки были далеки от неуживчивости с «гяурами».
В Стамбуле, где насчитывалось тогда не менее ста тысяч православных украинцев,
наши земляки совершали свои религиозные обряды...
Выдающийся украинский востоковед Агатангел Крымский, репрессированный
большевистским режимом в 1941 г., автор уникального научного труда — «История
Турции», недоступной в течении многих десятилетий для читателя, считал
необходимым преодоление искусственных барьеров между народами. И конечно
же, он не идеализировал Османскую империю, как порой представляли ее «европейские
интеллигенты» средних веков и нового времени. Нет, не была она «райскою
Аркадией»...
Но нам, оторванным на длительное время от многих исследований
османистики, зараженных искаженными представлениями о ближайшем соседе,
еще предстоит понять и осознать истинное значение исторической близости
Украины и Турции.