Величественная пятикупольная Успенская церковь возведена на высоченном холме, с которого открывается вид на всю округу. Фундатор — представитель славного рода украинских шляхтичей, один из основателей Киево-Могилянской академии, ее, как бы теперь сказали, основной спонсор — Адам Кисиль. Он построил три монастыря с церквами, завещав похоронить себя в Низкиничах, которые были родовым имением Кисилей; а Успенский храм заложен на месте старой церкви, при которой похоронен прадед, отец и дядя магната. Внутри храма, левее от центра, лежит тяжелая деревянная ляда 1 — подняв ее, можно по старым ступеням спуститься в крипту 2— склеп, в котором, по преданиям, и был похоронен сам Адам Кисиль.
Но каждый, кто побывает в храме, не может не обратить внимание на еще одни двери слева от центрального входа. Они замурованы, увязли в землю (как и весь храм, который за 350 лет своей истории опустился более чем на метр). Однотипный портал, одинаковый орнамент над двумя дверями наводят на определенные мысли. Понятно, что это не вход в церковь. А куда?..
— В середине июня мы пригласили специалистов, среди них и ведущего специалиста института «Укрпроектреставрация» Евгения Ивановича Осадчего в Низкиничи. И обнаружили: портал специально заложен кирпичом, причем кладка старая, приблизительно XVIII века. Обстучали ее — проявился просвет, а затем увидели ход... — рассказывает Геннадий Яковлевич Гулько, начальник отдела миграций, национальностей и религий Волынской облгосадминистрации, главный вдохновитель исследований.
Каково же было удивление, когда выяснилось: это тоже крипта! Конечно, пустая — за несколько веков храм подвергся разрушениям («Только пыли очень много, как мы шутили — «пыль веков», — говорит Геннадий Яковлевич). Нигде и в никаких источниках не встречалось даже упоминания, что под храмом Адама Кисиля существует два склепа для погребений.
— Крипты, как правило, есть под всеми православными храмами, но только под теми, которые принадлежат к XV — XVIII веку, — рассказывает Г. Гулько. — В древнерусских храмах, таких, как Свято-Успенский собор в городе Владимире-Волынском, места для погребений уважаемых прихожан находятся в фундаментах...
Преодолев узкий, со следами перестроек, ход в крипту, исследователи увидели собственно сам склеп: это большое помещение со стенами высотой в два с половиной метра и шириной до шести метров. В стену забит крюк, на котором, вероятно, и висела лампадка над гробом, о чем свидетельствует закопченный в этом месте потолок. Возможно, здесь был похоронен кто-то из большого рода Кисилей, ведь подобные крипты использовались в качестве фамильных склепов.
Но самым большим открытием стала... третья крипта, находившаяся сразу за уже обнаруженной! Тоже пустая, так же слоями — пыль веков... На три штыка лопаты прокопали пол — и все пыль веков. А вот выводит из крипты классическая широкая лестница, достаточно удобная, чтобы внести сюда саркофаг. Видно, что пользовались ей несколько веков, потому что ступени сильно стерты.
— Как объяснить, что под храмом находится две большие крипты — и пустые? Мы объяснили себе это большими разрушениями, которым подвергся храм, в частности, во время войны Речи Посполитой со Швецией. А какому надругательству подвергся прах самого Адама Кисиля уже во времена не такие далекие?! — Геннадий Яковлевич вспоминает рассказ человека, который хвалился: когда склеп осквернили «воинствующие атеисты», он, будучи подростком, играл с ребятами черепом Кисиля в футбол...
Открытия, обнаруженные под древним храмом, хотя и не раскрывают все его тайны, произошли — удобнее не запланируешь. О церкви с недавних пор заботится братия восстановленного монастыря, и игумену Викентию приходится решать в связи с реставрацией много проблем. Прошлой зимой с благословения наместника Киевско-Печерской лавры епископа Павла (Низкиничи — его первый приход) был отреставрирован древний саркофаг, в котором покоился гроб с костями Адама Кисиля. Однако сегодня прихожанам и паломникам слишком неудобно спускаться к нему в подземелье: церковка небольшая, лестница глубокая и неудобная. Возвращенные из небытия склепы найдут свое применение. В том, что обнаружено за дверями слева от центрального входа, может быть собственно склеп для праха Адама Кисиля. А вот в том, где широкая лестница, можно будет обустроить часовенку.
И тогда воевода Кисиль, который столько сделал для защиты православия, для украинской культуры и духовности, не только обретет вечный покой на этой земле, но и получит должное уважение от потомков.
1Ляда — подвижная крышка, дверки, прикрывающие отверстие внутри чего-либо; люк.
2Крипта — 1. У первых христиан — подземная галерея, где проходили богослужения и хоронили умерших. 2. Место древнего погребения знатного лица; подземный склеп.
СПРАВКА «Дня»
Адам Григорьевич КИСИЛЬ (1599 — 1653). Выдающийся политический и государственный деятель Речи Посполитой, магнат, воевода Брацлавский, Киевский. Родился в с. Низкиничах Владимирского уезда Волынского воеводства. Происходил из овручско-житомирской шляхты. Отец — Григорий Гнишович Кисиль-Низкиницкий, мать — Тереза Иваницкая. Волынская ветвь рода основана приблизительно в середине XV в. Олехном (Александром) Кисилем.
В 17 лет закончил Замойскую академию. Участвовал в войне Польши с Турцией — отличился в битвах под Цецорой в 1620 г. (где войско польского гетмана Станислава Жолкевского было разгромлено, а будущий гетман Украины Богдан Хмельницкий попал в плен) и в Хотинской кампании (1620 — 1621 гг.). Принимал участие в польско-шведской войне (1626 г. — в Пруссии) и польско-московской (Смоленской) войне 1631 — 1634 гг.
С 1630 г. А. Кисиль — представитель волынской шляхты на Сейме в Варшаве. Отстаивал права православной церкви в Украине в условиях католической экспансии — в 1632 г. отрекся от унии. При его содействии Петр Могила был делегирован в том же году на Сейм, где последнего выбрали митрополитом. А. Кисилю симпатизировал король Речи Посполитой Владислав IV Ваза; магнат с Волыни на то время — единственный украинский православный шляхтич-сенатор.
Во время Освободительной войны украинского народа постоянно был посредником между польским правительством и казаками. Трагедия А. Кисиля заключалась в том, что оба непримиримых противника считали его изменником. Он последовательно отстаивал права украинцев и православия, но не оставлял надежды на примирение с Польшей и считал, что ее король в состоянии достичь компромисса. А. Кисиль настойчиво убеждал Б. Хмельницкого прекратить войну. Вот что он писал гетману в 1651 г.: «Я майже зів’ялий, весь умучений і на здоров’ї скалічений, — три роки ганяю... від сойму почавши, досі постійно зношуся з королем, щоб кров християнська не лилася, щоб остання частина народу нашого не загинула».
А. Кисиль был одним из самых богатых магнатов в Речи Посполитой. Он унаследовал только село Низкиничи, но на склоне лет владел 65 населенными пунктами (из них на Волыни — 37, на Киевщине — 18); имения и села частично предоставлены Владиславом IV, частично — А. Кисиль покупал их после Зборовского мира (1649 г.).
При жизни был благотворителем Киево-Могилянской академии, постоянно оказывал материальную помощь Гощанскому Михайловскому монастырю и православной школе, которая находилась при нем и подчинялась КМА.
Умер 3 мая 1653 года. Как и А. Кисиль, его жена Анастасия (дочь киевского шляхтича Филона Гулковича) похоронена в Низкиничах в Свято-Успенской церкви. На надгробии Адама Кисиля Анастасия написала по латыни: «Прохожий! Остановись, читай. Этот мрамор говорит о славном потомке рода Светольда, славе и опоре государства — Адаме из Брусилова Кисиле, который был каштеляном черниговским, потом воеводой брацлавским и киевским, муже, который отличился в боях твердостью и дальновидностью... Плачь об утрате этого знаменитого мужа, которого оплакиваю вместе с его достойными гражданами, пусть будет памятником тебе... 3 мая 1653 года. Смерть пришла на 53-м году жизни. Прощай...»