Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Трудный и длинный путь основоположника монашества в Древней Руси

21 июля, 2000 - 00:00

 

 

23 июля православная церковь отмечает День памяти
преподобного Антония Печерского, выдающегося государственного и церковного
деятеля, одного из первых украинских святых, основоположника монашества
в Древнерусском государстве.

Родился Антоний (в миру Антипа) в 983
году на берегах Днепра, в большом в то время северском городе Любече. Летописи
не оставили сведений о его детских и юношеских годах. Знаем только, что
еще в молодости Антоний на склоне одной из любецких гор вблизи болота Кораблища
выкопал пещеру и в ней поселился. Позже на этом месте существовал Любецкий
Антониевский монастырь. Еще и сегодня там можно увидеть пещеру св. Антония,
где раз в год, в июле, правится Служба Божья, на которую с окружающих сел,
даже из Беларуси, сходится множество людей. Это был первый, самый старый
пещерный монастырь в Древней Руси. Он с перерывами просуществовал до 1786
года и был ликвидирован по приказу российской императрицы Екатерины II.

В молодые годы Антоний отправился в Грецию,
где в одной из тамошних монастырских обителей в Афоне принял постриг и
стал монахом. Его духовным наставником был игумен Евсигменского монастыря
Феоктист, известный в то время церковный деятель.

В 1013 году Антоний по благословению игумена
Феоктиста вернулся на родину, поселившись в Киеве, на днепровских склонах,
в Варяжской пещере, где когда-то, по преданию, скрывались варяжские разбойники.
Это было во время княжения Владимира Великого. Но после смерти князя, в
1015 году, в государстве началась смута. Один из сынов Владимира, туровский
князь Святополк, прозванный в народе Окаянным, захватил Киев, убив своих
братьев князей Бориса и Глеба. Антонию, как соратнику и единомышленнику
князя Владимира, пришлось покинуть Киев и вернуться в Афонский монастырь.

Только в 1028 году, при княжении великого
князя Ярослава Мудрого, Антоний окончательно поселился на Киевских горах.
Он выкопал себе новую пещеру рядом с пещерой игумена Иллариона и стал там
жить. В Антониеву пещеру начали сходиться монахи, и скоро там стало тесно.
По просьбе Антония князь отдал монахам всю гору.

Скоро слухи о монастыре и его игумене,
который никому не отказывал в помощи или совете, облетели всю Украину-Русь.
Кое-кто из паломников под влиянием Антония тоже принимал постриг и становился
монахом. Так был создан Киевско-Печерский монастырь, будущая Лавра, оплот
православия на нашей земле.

Со временем монастырь и его игумен снискали
неслыханный авторитет как среди простых людей, так и в зажиточных кругах.
Слово Антония часто весило больше, чем слово князя, как во внутренних,
так и в межгосударственных делах, хотя у Антония и не было никакой, даже
формальной власти. Он часто перечил великому князю Изяславу, особенно в
имущественных вопросах и относительно принятия пострига имущими киевлянами,
и всегда умел отстоять свое мнение. К тому же жена Изяслава была сторонницей
Антония.

Впоследствии Антоний, который любил одиночество,
ушел из общей пещеры и на склоне горы выкопал себе другую, которая дала
начало Ближним пещерам Киевско-Печерской Лавры. При Антонии монастырь становится
центром просветительства и летописания, в нем переводятся и переписываются
монахами книги многих иностранных авторов. Успенский собор Киевско- Печерского
монастыря, который начали сооружать в 1073 году, стал жемчужиной древней
киевской архитектуры. Печерский монах-агиограф Нестор своими произведениями
— «Повестью временных лет», «Житием Феодосия Печерского», «Чтением о погубленных
душах Бориса и Глеба» славил родную землю, призывал князей к единению.

Поражение киевского великого князя Изяслава
в битве с половцами на речке Альта в 1068 году, временное княжение в Киеве
Всеслава и поражение восстания киевлян в 1069 году вынудили Антония в том
же году оставить Киев и искать пристанища у черниговского князя Святослава
Ярославича, в черниговском Елецком монастыре. В том же 1069 году Антоний
в Чернигове на склоне Болдиных гор выкопал себе пещеру, где и поселился.
Впоследствии князь Святослав на том месте построил церковь пророка Ильи.
Сейчас длина исследованных черниговских пещер составляет около 315 метров,
наиболее древний ярус расположен на глубине 12 метров от поверхности, а
высота наибольшей пещеры, подземной церкви Антония и Феодосия, составляет
8,4 метра.

Кстати, по легенде, Дальние пещеры Киевско-Печерской
Лавры, Черниговского Елецкого монастыря и Любечская Антониева пещера в
давние времена были объединены подземным ходом длиной более чем в 200 километров.
Этот подземный ход был якобы таким большим, что в нем могли свободно разъехаться
две повозки, запряженные лошадьми.

Рассказывают, что в середине 60-х годов
нашего века дети на береге Десны около Чернигова нашли размытую водой дыру.
Она вела к подземному ходу, пол, стены и потолок которого были выложены
кирпичом необычной формы, и который шириной был более 5 метров, а высотой
около 3 метров. Дети не решились идти по тому ходу далеко и рассказали
о нем взрослым. Позже эту дыру залили бетоном, и след ее потерялся. Так
что эта легенда об исполинском подземном ходе, учитывая существование тысячекилометровых
Змиевых валов, построенных приблизительно в те же времена, также может
иметь реальную основу.

Киевский великий князь Изяслав уговорил-таки
Антония вернуться в Киев, откуда тот уже никогда не выезжал. Это произошло
в 1072 году. После возвращения игумен продолжал дело князей Владимира и
Ярослава по внедрению христианства, перестраивал монастырь, в котором еще
в 1062 году поставил первую деревянную церковь. Каменные же строения монастыря
начал возводить игумен Феодосий, соратник и преемник Антония после смерти
последнего, наступившей 7 мая 1073 года. Впоследствии первые игумены Киевско-Печерской
Лавры были провозглашены святыми. Похоронен св. Антоний, проживший долгую
жизнь (почти 90 лет), в Дальних пещерах основанного им Киевско-Печерского
монастыря.

Не один раз пытались открыть погребение
св. Антония, но всякий раз неудачно. По свидетельству историков Милорадовича
и Кальнофойского, «...когда Москали захотели взять из гроба мощи святого,
то святой, по воле Божьей, раз прогнал огнем, чего и теперь есть знаки,
а в другой — водою».

Несмотря на свое затворничество, преподобный
Антоний никогда не отказывал людям, которые приходили даже за тысячи километров,
в помощи, благословлял и лечил их. Слава о его благодеяниях ширилась по
всей Древней Руси.

Сергей ГРАБ, краевед, Киев 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ