Истоки происхождения восточных славян берут свое начало с территории русичей и их древней столицы — города Киева. Изучение летописей, хроник дает основание обратиться к интереснейшим источникам, которые проливают свет на первопричину наших бед. Кто же заложил основы глубоких структурных, экономических, политических, социальных катаклизмов, пронизывающих все слои нашего общества?
Киевская Русь — территория, населенная славянскими племенами от хазарских степей до Карпат. Их земли тянулись от слободы к слободе, от полян, древлян, дулебов, белых хорватов, уличей, тиверцев, кривичей, вятичей и так до самых припятских дебрей. Кто сегодня точно может сказать, сколько было племен старославянского языка и старославянского наречия?
Появление славянских племен на территории современной Украины, упоминания о них хронологически охватывают время от первых рассказов о славянах — венедах античными авторами I — II вв. нашей эры до времен расцвета Киевской Руси и ее гибели. Во второй половине I тысячелетия н.э. восточные славяне разместились на территории от оз. Ильмень до Северного Причерноморья. Они сформировали ряд союзных племен — родовых объединений, вошедших в историю под названием «племенные княжения» или «летописные племена». Они создали основу для образования в IX веке восточнославянского государства — Киевская Русь.
Археологические памятники свидетельствуют о том, что культура славянских племен в пределах обширных территорий имела общие черты. Для восточнославянской культуры характерными были: создание древних поселений (градов, городов), отправление культовых обрядов, предание праха огню — тризна, постройки из камня и глины, родовые законы и обычаи, языковое единство, общая культура письменности. Вместе с тем каждая из славянских групп обладала своими, присущими только ей, особенностями языковой речи (диалекты), декоративной вышивки, различиями в формах керамики и т.д.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ИХ ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Какой же была общественная организация древних славян и почему на протяжении многих тысячелетий отношения в их среде строились на взаимных связях, в позднейшее время утерянных?
Историки далекого прошлого отмечали одну замечательную особенность, роднившую наших предков и другие общественные полисы того времени. Система управления на всех уровнях строилась, с одной стороны, на решениях, принимаемых старейшинами родов, выборными походными князьями и волхвами — древнеславянскими жрецами, несомненно, бывшими элитой общества. С другой стороны, система общественной организации представляла собой основу, имя которой — Род, говоря современным языком. Род — это общественное самоуправление, решающее жизненно важные вопросы, определявшее систему взаимоотношений на всех уровнях. Для принятия решений и закрепления их, старейшинами созывалось вече, которое само по себе являлось уникальной системой народного волеизъявления.
Вече давало возможность славянам, точнее, всем «родовичам», участвующим в нем, высказываться и принимать совместные решения. Уникальна одна деталь — глубокие выкристаллизовавшиеся принципы взаимоотношений между «родовичами», построенные на основе честности, искренности, неподкупной чистоты. На вече между народом и выбираемыми князьями заключался «ряд». То есть давались взаимные обязательства, которые конкретизировали систему взаимоотношений, взятых на себя добровольно обеими сторонами. Как вече, так и князь клялись безпрекословно соблюдать взятые на себя обязательства, которые отражали конкретно обозначенные вопросы в «ряде». Это позволяло искать и находить самые оптимальные варианты принимаемых решений на протяжении очень долгого времени. Летописный источник «Велес Книга» приблизительно с 650 года до Рождества Христова и до 988 года, то есть даты принятия христианства, позволял удерживать Великую основу сложившейся веками уникальной славянской ментальности и ее традиций.
И хранителями законов общественного самоуправления, несомненно, являлись представители восточнославянского жреческого сословия. Об этом напоминает «Велесова Книга» написанная ими, дающая ответ на чрезвычайно богатый содержанием вопрос: кто мы? чьи дети? каких родителей?
РЕФОРМА КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
Вернемся к хронологии описываемых событий. Легендарный древнерусский князь, причисленный к лику святых православной канонической церковью, еще при жизни за обильную любовь к красивым женщинам с почтением был прозван вторым Соломоном. Великий князь Владимир, — выдающийся стратег, политик и полководец Киевской Руси завершил объединение державы восточных славян и смело вышел на завоевание, говоря современным языком, европейских рынков.
Могла ли политика, проводимая Владимиром Красное Солнышко, являться причиной начала упадка Киевской Руси? Князь Владимир родился, рос и был воспитан в далеко еще не до конца изученный период нашей истории. «Белые пятна» этого периода кроются в смене общественно-политической формации, смене религиозных воззрений, изменении и трансформации родоплеменных отношений и, в особенности, быстрого формирования новой элиты.
Нашим предкам «помогли» варяги, точнее, викинги, которых на Руси называли нурманами (норманами). И не только они. Христианство и его философия медленно завоевывало сознание народов Европы, внося весомый вклад в процессы расслоения общества. Крещение Киевской Руси — 988 год. Достаточно ярко это событие освещено в известных древнерусских, вернее, церковно-славянских летописях — «Лаврентьевской», «Ипатьевской».
Менее известен факт крещения Руси в 875 году Аскольдом и Диром. Вполне возможно, это крещение было неполным и охватывало лишь северо-западную и южную части Руси с Новгородом и Киевом. Вероятно, что и имя Дира было присоединено к имени Аскольда летописцем, тем более что при частом употреблении имен этих правителей глаголы ставят в единственном числе.
875 год. Император Византии Василий Македонянин призвал руссов на переговоры. На встрече император щедро раздавал золото, серебро и шелковые одежды. Тогда же был заключен мирный договор, и руссов во главе с Аскольдом убедили принять крещение. Им показали Евангелие, не горящее в огне (очевидно книга была пропитана огнеупорным составом). Увидев «чудо» Аскольд принял крещение. Поскольку его могила потом находилась в церкви Святого Николы Доброго в Киеве, полагают, что Аскольда нарекли Николаем. Вернувшись в Киев, после крещения Аскольд убил Дира и «один занял его место»: (книга Велеса): «...Аскольд силою разорил нашего князя и победил его. Аскольд после Дира уселся у нас как непрошеный князь. И начал княжить над нами, и стал вождем самого Огнебога, очаги хранящего....»
Аскольд, как называли его славяне, «темный воин», наученный греками, стал утверждать, что руссы — варвары. Поначалу соплеменники его высмеивали. Тогда он устроил погром славянских святилищ, изгнал из Киева жрецов и стал насильно крестить киевлян. Так состоялось Аскольдово крещение Руси. Потом вновь вернулось язычество. Очевидно, население Руси не приняло этот акт повсеместно и дало ему достойный отпор. Наступил период язычества варяжского толка, которое восстановили на Руси Вещий Олег и Святослав. Этот период стал основой, фундаментом складывающихся новых отношений между Родом — населением Руси, и достаточно окрепшей новой княжеско-варяжской элитой. Укрепление княжеско-дружинной власти, опиравшееся на богатеющих купцов и бояр, уже не нуждалось в таком элементе, как народное вече. Князю Владимиру со временем стало ясно, что выбирать между укреплением своей власти и всем остальным ему не придется.
Крещению Киевской Руси, как известно, предшествовала языческая реформа Владимира, ставшая неудачной попыткой «вживления» языческого начала в удобные формы управления державой. Именно эта неудачная попытка стала последней каплей в принятом решении — крестить Русь по византийскому обряду. Знаменитый поход на Корсунь (Херсонес) в 988 году стал итогом задуманного. Владимир пытался решить ряд чрезвычайно важных вопросов: чтобы в Киевской Руси признавали одну из известных тогда религий и таким образом повысить ее престиж, княжеская власть приобретала формы монархического правления, то есть Русь становилась империей с Великим Самодержцем. Но для удержания власти и повиновения в самой империи достаточно удобной казалась схема родового династического наследования.
Именно она стала причиной той ужасающей трагедии, которая в будущем постигла Киевскую Русь.
Окончание см. на следующей стр. «Украина Incognita»