Архитектура — тоже летопись мира: она говорит и тогда, когда уже молчат и песни, и предания...
Во время редакционной поездки в Чернигов журналисты «Дня» получили очень приятную возможность еще раз полюбоваться разнообразием и оригинальностью стилей древних храмов, а также привилегию слушать исторические экскурсы духовенства, ученых и представителей администрации города. Один из самых известных, особенных и необычайно красивых храмов не только Чернигова, но и всей древней Киевской Руси — Пятницкая церковь, с которой нас познакомили протоиерей Мирон (Баран), настоятель этого храма, секретарь Черниговской епархии УПЦ КП и иеромонах о. Феодосий. Рассказывает о. Мирон:
«Названа церковь в честь Параскевы- Пятницы, женщины, которая проповедовала христианство языческим народам в первые века н.э. и положила свою жизнь на алтарь веры в Иисуса Христа. (Отметим, что слово «Пятница» на греческом языке — «Параскева».)
Пятницкая церковь — действующая церковь УПЦ КП. Уже десять лет здесь проходят богослужения. Прежде чем пригласить гостей в церковь, хочу показать интересную деталь на стене — выложенный кирпичом крест, датируемый концом ХII века. Эта часть церкви не была разрушена ни во время монголо-татарского нашествия ХIII ст., ни в ХХ веке. Когда выдающийся архитектор и археолог Петр Барановский восстанавливал храм после Второй мировой войны, то из Исторического музея пришел ученый и говорит «Вот где-то здесь должен быть крест, который есть на старинных чертежах церкви, хотя его не видно». Этот крест, выложенный во время возведения церкви на рубеже ХII—ХIII веков, таки нашли. В давние времена церковь имела два входа: через один входили мужчины, через другой — женщины.
Храм похож на крепость — очень толстые стены, окна-бойницы, массивные колонны. Существует старинный рассказ (правда или легенда?) о том, что когда монголо-татары уже захватили город Чернигов, осталась стоять одна Пятницкая церковь, в которой заперлись и оборонялись монахи, женщины, дети. Несмотря на все атаки, захватчики никак не могли ее взять, и большая часть войска пошла уже на Киев. Когда закончились последние запасы хлеба и воды, защитники-монахи поднялись в верхнюю часть храма и выбросились на копья кочевников».
Черниговский храм Параскевы-Пятницы отличается стремительной удлиненной композицией — храм динамично «взлетает» вверх. Прямоугольные стены плавно переходят в барабан, опирающийся на арки, которые поднимаются друг над другом словно волны. Здание одинаково органично воспринимается со всех сторон, демонстрирует редкостное равновесие и стройность форм. Архитектура храма дает ученым основания предполагать, что его возводил известный по летописям зодчий Петр Милонег. (Киевский зодчий конца XII — нач. XIII в. построил (1199 — 1200) на берегу Днепра, под Выдубицким монастырем каменную подпорную стену, которой восхищались современники, считая ее чудом архитектуры; есть доказательства, что Милонег построил также храм св. Василия в Овруче.)
Приведем одно интересное, хотя и не доказанное предположение, связанное с Пятницкой церковью. Существует гипотеза, что она построена по воле и на средства князя Игоря — того самого князя, которому приписывают авторство «Слова о полку Игореве». Художественное совершенство «Слова» нельзя объяснить случайностью или исключительным талантом его автора — оно, безусловно, порождено высокой общей культурой Чернигово-Сиверской земли, о которой ярко свидетельствует и Параскева-Пятница. С ее вроде бы легкими (но такими массивными) красными стенами, утонченными пилястрами, небольшими апсидами, узкими окошками, арками-закомарами, орнаментальным плетением (часть орнамента безнадежно утрачена). Представляется вероятным, что Игорь построил Пятницкий храм в память о своем счастливом бегстве из половецкого плена.
Параскева-Пятница сооружена поодаль от черниговских монастырей и соборов, на городском Торжище того времени. Возможно, что это была своего рода благодарность князя (Игоря?) местному купечеству, которое помогло ему материально. Вспомним, что в те самые годы Игорь едет в храм святой богородицы Пирогощи, которая также стояла на киевском Торжище.
Обратим внимание на то, что, всего через два века после Крещения Киевской Руси, Пятницкая церковь архитектурно отнюдь не является копией храмов древней Византии. Кто бывал в Греции и Стамбуле- Константинополе, по-видимому обратил внимание на в целом однообразную и приземленную архитектуру православных храмов византийской эпохи. Тогда как многие христианские храмы Киевской Руси, созданные местными и греческими мастерами, их архитектура и мозаика говорят языком новым и мудрым, символизируют отрыв от земли, быта, мрака. Именно такова Пятницкая церковь.
Эта церковь была не единственным каменным храмом того времени — они активно возводились в Киеве, Новгороде, Чернигове и «стольных градах» других княжеств вплоть до нашествия степняков в ХIII в. Вспомним хотя бы Софию Киевскую, Кирилловскую церковь, церковь Богородицы Пирогощи. Кстати, в то время в западной Европе еще не начался «бум» строительства храмов. Так, например, в Париже было только две каменных, восстановленных после давнего норманнского набега церкви — Сен Жермен де Пре и Сен Жермен л’Оксерруа, а также возвышался недостроенный, в строительных лесах, собор Парижской Богоматери.
В дальнейшей судьбе Пятницкой церкви переплелось трагическое и счастливое: она служила главным монастырским храмом, католическим костелом, приходской церковью, складом. Многочисленные надстройки и пристройки существенно изменили ее вид, лишив едва ли не основного — направленности вверх, в небо. Но так счастливо сошлось, что именно эти кощунственные пристройки своим кирпичом и штукатуркой защитили древние стены, плинфу от разрушения солнцем, дождями, ветрами и морозами и, не в последнюю очередь, людьми.
Выдающийся памятник домонгольской эпохи был почти полностью разрушен во время Второй мировой войны, однако осторожная реставрация вернула церкви вид, близкий, как считают многие специалисты, к первоначальному.
Российский академик Рыбаков пишет, что корни культа полухристианской-полуязыческой Параскевы-Пятницы уходят в доисторические верования наших предков в богиню Макош — единственное женское божество праславянского пантеона. Она была покровительницей источников, колодцев, священной земной влаги. Позже, уже после крещения Руси, Макош стала также божеством домашнего счастья и плодородия, покровительницей полей и скота, женского рукоделия и торговли. По очень давним народным обычаям, в пятницу нельзя ни прясть, ни пахать — чтобы не запылить матушку-Пятницу и не засорить ей пылью глаза. Но много есть на земле нечестных женщин, которые шьют и прядут в посвященные Параскеве дни. Из- за чего она, бедная, ходит по селам вся исколотая иглами и веретенами.
В церкви св. Параскевы-Пятницы журналисты познакомились с интересной творческой личностью — Иванком Бараном, сыном отца настоятеля храма. Ему идет девятый год, и он учится во втором классе черниговского лицея, учится также играть на скрипке. С трехлетнего возраста Иванко пишет стихотворения, а недавно начал писать сказки — истории, в которых фигурируют люди, звери и фантастические существа. В этом году издательство «Ярославов вал» издало сборничек произведений Иванка Барана «Ранок барвінковий». Позволим себе закончить этот небольшой очерк стихотворением Иванка:
Вітер вітру відказав:
«Ти в чужині побував.
Ну, а я своїм крилечком
Рідну землю обвівав —
Україну зберігав».