В ХVI в. Волынь в культурном и политическом плане была едва ли не самым развитым регионом Украины. Не случайно этот край стал местом, где в то время появились оригинальные явления украинской культуры. Это и знаменитое Пересопницкое евангелие, на котором сейчас присягают Президенты Украины, и первое учебное заведение высшего типа Острожская академия, первый печатный корпус Библии на церковнославянском языке, и систематическая кириличная печать. Волынь того времени дала целый ряд имен выдающихся деятелей культуры. Здесь был создан ряд интересных литературных памятников. В частности, именно в этом крае состоялось становление и развитие полемической литературы.
Возникает закономерный вопрос, почему именно Волынь в то время становится главным центром развития украинской культуры? Конечно, в данном случае существовал целый комплекс причин. Далеко не последней среди них была та, что на Волыни сохранила свои позиции местная социальная элита, представители которой осознавали свое «руськое», собственно, украинское происхождения. Именно эта родовая аристократия сумела обеспечить относительно эффективную оборону своего края от татарских набегов. Поэтому Волынь была спокойным регионом, который не так страдал от опустошительных нападений крымских ордынцев, как другие земли Украины. Местная «руська» аристократия обеспечила сохранение позиций православной церкви в своем крае, всячески поддерживала ее культурную деятельность, в т.ч. и материально. При чем такими «спонсорами» и «меценатами» были не только очень состоятельные княжеские семьи, но и среднесостоятельные и, возможно, малосостоятельные землевладельцы.
К последним принадлежала семья шляхтичей Загоровских. Их родовым гнездом было село Старый Загорив на территории нынешнего Локачинского района Волынской области. Именно здесь при их поддержке существовал монастырь, который в ХVI в. стал значительной ячейкой культуры не только Волынского края, но и Украины в целом. В Загориве сложился центр рукописания. В 30—60-х гг. ХVI в. в нем были изготовлены книги Затоструй, Евангелие, две Минеи, а также шедевр украинского рукописания Загоривский Апостол 1554 г.
К нам также «дошел» Загоривский сборник стихов полемического направления, которые были написаны в 80—90 гг. ХVI в. В них говорится, будто «латинская», то есть католическая вера не истинная, поскольку католические священники далеки от смирения, постоянно обогащаются и тому подобное. Истинную же (православную) веру исповедуют бедные, простые люди, ведь Христос послал апостолам не роскошь, а завещал им беды и скорби. Есть в этом сборнике и стихи патриотического звучания. Это — «Как Андрей, святой апостол, пришел в Киев-град к неверным», «О крещении руськом», «Племени руському приказ», «О святых телах печерских». В них звучит гордость за свою землю. Говорится, что Русь, то есть Украина, познала христианство в апостольские времена, была крещена при князе Владимире. У нее есть свои реликвии, в частности, святые тела в Киево-Печерской лавре. Поэтому люди должны держаться за веру предков, не примыкать к еретикам и латынникам.
Конечно, существование такого центра было бы невозможно, если бы Загоровские не были культурными и патриотично настроенными людьми. Об уровне их культуры и патриотизма свидетельствует «Духовное завещание» Василия Загоровского, сохранившееся до наших времен.
История этого документа такова. Василий Загоровский находился на королевской службе, дослужился до положения брацлавского каштеляна. Во времена татарского нашествия на Волынь в 1576 г. он вступил в бой с завоевателями и оказался в плену.
Татары установили за него выкуп — 500 золотых червонных. Но такая сумма оказалась непосильной для семьи Загоровских, и он остался в плену, где и умер в 1580 г. Не надеясь на освобождение, Василий в июле 1577 г. пишет «Духовное завещание». В нем говорится не только о том, как распорядиться его состоянием. Большое внимание он уделяет воспитанию детей, а также культурно-образовательной деятельности.
Василий жертвует деньги на православную церковь святого Ильи в городе Владимире (Волынском). Беспокоится о том, чтобы при церкви дьяк учил детей «руськой» грамоте, хорошо читал и пел, а также переписывал книги. В «Духовном завещании» предусматривалось, что бумага, чернила и другие необходимые вещи для переписывания книг должны быть обеспечены родственниками Загоровского. Они же должны содержать и дьяка, который обязывался еженедельно переписывать определенное количество страниц.
Но особое внимание в завещании уделялось воспитанию и образованию детей. Вот какую образовательную программу предлагал Загоровский своим детям: «Когда же детям моим с Божьей помощью исполнится по семь лет, тогда ее милость госпожа должна найти дьяка хорошо ученого и честного… разрешить им учиться в моем доме или в церкви св. Ильи во Владимире руськой науке в Святом письме…» После того, как дети освоят руськую грамоту, «тогда ее милость госпожа должна найти для них «бакаляра статочного», который мог бы хорошо их учить науке латинского письма, и велеть учить в моем доме. А когда уже у них будут крепкие азы в этой науке, тогда ее милость… должна отдать в Вильну к иезуитам на науку, потому что там дают детям хорошую науку, или где их милости решат».
На первый взгляд, некоторые из этих рекомендаций относительно обучения детей могут показаться странными. Ведь Василий Загоровский был не просто православным шляхтичем, но и сознательным сторонником православия. Он неоднократно в своем завещании говорит о потребностях православной церкви, о том, что дети не должны отступать от родительской веры и т.п. Но, тем не менее, он предлагает отдать своих детей учиться к католикам-иезуитам в Виленскую коллегию.
Здесь Загоровский, оказывается, не был одинок. Многие волынские православные шляхтичи хотели дать своим детям достойное образование. А такое образование в то время означало хорошее знание латинского языка. Ведь это был не только язык международного общения в Европе, но и язык, на котором писались государственные акты в Речи Посполитой, в состав которой входили волынские земли.
В конце ХVI в. именно иезуитские школы зарекомендовали себя дающими самое лучшее знание латинского языка. Поэтому в них посылали на обучение своих детей не только католики, но и протестанты и православные. Тогда на украинских и белорусских землях особой славой пользовалась Виленская иезуитская коллегия, которая со временем была преобразована в академию. Поэтому не удивительно, что Василий Загоровский предлагал отдать своих детей в этого учебное заведение.
Конечно, иезуиты пытались воспитанников своих коллегий сделать ревностными католиками. Далеко не всегда это удавалось. Некоторые дети из православных и протестантских семей продолжали хранить веру своих родителей. И все же некоторая часть принимала католицизм и даже становилась членами ордена иезуитов.
К последним принадлежал один из потомков Василия Иероним Загоровский. Он штудировал в Люблинской коллегии иезуитов. Отрекшись от веры свои родителей, Иероним в 1599 г. вступил в иезуитский орден и в течение 15 лет проходил многоступенчатую подготовку: учился в иезуитских школах Люблина, Ярослава, Калиша, Познани, сам преподавал в учебных заведениях иезуитов во Львове и Ярославе.
И все же православное происхождение, вероятно, не дало возможности Иерониму превратиться в стопроцентного иезуита. Он не мог закрывать глаза на темные стороны деятельности этого ордена. В 1613 г. Иероним разослал много писем влиятельным людям Речи Посполитой, в которых писал, что иезуиты обманом и коварством затягивают молодых людей в свой орден, что обучение в иезуитских школах находится на низком уровне и т.п.
Такого своеволия иезуиты, конечно, не могли простить. В 1614 г. Иеронима исключили из ордена. Именно тогда он опубликовал памфлет «Частные указания», который стал фактически лучшим антиезуитским произведением. «Частные указания» были переведены почти на все европейские языки и постоянно переиздавались вплоть до начала ХIХ в. Именно благодаря этому памфлету у многих европейцев сложилось представление, что иезуиты — это коварные и вероломные люди.
По своей форме и содержанию «Частные указания» были несколько необычным произведением. Это была своеобразная документальная фальсификация, которая выдавалась за настоящие тайные советы иезуитам генерала Клавдия Аквавивы их ордену. Доказано, что никаких советов не существовало. Однако многие современники Иеронима Загоровского, а также их потомки верили, что «Частные указания» — настоящий документ, поскольку автор удачно наследовал стиль К. Аквавивы, а написанное в «Частных указаниях» настолько отвечало реальной деятельности иезуитов, что не поверить в истинность этого «документа» было тяжело.
В указанном памфлете говорилось, что основная задача ордена — заполучить как можно больше поместий и пользоваться среди населения как можно большим влиянием. При этом все средства, в т.ч. и недостойные, считались хороши. Так, в «Частных указаниях» рекомендовалось иезуитам обратить особое внимание на состоятельных вдов, посылать к ним хитрых исповедников, которые бы могли добиться того, чтобы эти женщины отписали свои имения в пользу ордена. Предлагалось также принимать в орден шляхтичей для того, чтобы те отдавали свои земли иезуитам.
Произведение Иеронима Загоровского нанесло ощутимый удар иезуитской пропаганде. Кое-кто из членов ордена считал, что никто им так не навредил, как автор «Частных указаний». Уже в 1615 г. экземпляр памфлета был прилюдно сожжен палачом на рынке в Кракове. А на следующий год «Частные указания» попали в католический «Индекс запрещенных книг». Однако, несмотря на эти запреты, произведение продолжало переиздаваться. И стало одним из наиболее тиражируемых книг в Европе ХVII—ХVIII в.
Есть и другие интересные моменты, касающиеся деятельности семьи Загоровских, а также опекаемого ими Загоривского монастыря. Вообще представители этой семьи имели значительное влияние как на развитие украинской, так и европейской культуры.