Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Великий переворот

Религиозные и административные реформы Владимира Великого
16 мая, 2008 - 00:00

Введение в Киевской Руси в 988 г. князем Владимиром Великим христианства, безусловно, было крупным историческим событием не только для Киева, но и для всей Киевской Руси и окружающих ее других государств. Оно означало победу феодальных отношений Киевской Руси над отживающим родовым строем и сыграло положительную роль в развитии древнерусской культуры и повышении авторитета среди большинства стран, где христианство существовало и было принято ранее. Но не сразу решился Владимир на столь решительный и весьма рискованный шаг в языческой Руси, где «старая вера» укоренилась и окрепла с приходом в Киевскую Русь Рюрика и первых продолжателей рюриковского наследия. А ими, как известно, были киевские князья Олег, Игорь и славный сын Игоря, храбрый и отважный князь-воин Святослав.

В Киеве уже в 980 г. Владимир Святославич, став единым князем Киевской Руси, начал проводить первую религиозную реформу, целью которой было превратить Киев в религиозный центр всех восточных славян. До этого в языческой Руси каждая область поклонялась своим местным, довольно многочисленным, богам. И в руках сторонников сепаратизма это было сильным идеологическим оружием против централизации власти в руках единого князя Киевской Руси. Поэтому в центральной части киевского Детинца было сооружено языческое капище — пантеон главным языческим богам во главе с Перуном — богом грома и молнии, которого Владимир считал своим личным покровителем и всей дружины. Впрочем, такого же мнения был и отец Владимира, киевский князь Святослав, что четко было зафиксировано в мировом договоре Святослава с Византией еще в 971 г. Святослав заканчивал этот договор такими словами: «Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты богом, в которого веруем — Перуном и Велесом, богом скота, и да будем желты, как золото, и да будем иссечены своим же оружием».

На холме, за теремным двором, Владимир поставил сделанного из дерева бога Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Боги Хорс и Дажбог (Даждьбог) олицетворяли солнце, но имели разное происхождение. Дажбог — чисто славянское божество, а Хорс — иранский бог. Стрибог — славянский бог ветров, а Симарга — бог земли и подземного царства, также иранского происхождения. Богиня Микоши, богиня плодородия и домашнего очага, имела финское происхождение, так как земли некоторых финских племен входили в состав Киевской Руси того времени. В Новгороде, где Владимир посадил править своего дядю Добрыню, последний, придя к власти, также поставил кумира — Перуна над рекой Волховом. Провозглашая Перуна верховным божеством пантеона, Владимир Святославич этим освещал всю феодальную систему на Руси.

Начиная с 980 г. Владимир начал укреплять также и военную силу государства, в том числе южно-черноморское пограничье, от разрушительных набегов печенегов. По его приказу были сооружены оборонительные города-крепости на реках Остер, Десна, Сула, Стругон, Ирпень, Трубеж, преграждающие печенегам путь на Киев. Начал расширять территорию Руси Владимир и на западе, где в 981 г. русские дружины совершили поход к реке Буг, а также присоединил к Руси так называемые Червенские города — Червень, Грубешев — и взял город Перемышль, из-за которых, по сути, и началась война с Польшей. В 981 г. были подчинены вятичи и наложена на них дань «от плуга». В 983 г. Владимир совершил поход на ятвягов (древнее литовское племя) и присоединил их земли.

В 984 г. русские дружины князя Владимира Святославича совершают поход на радимичей и подчиняют их власти киевского князя. В 985 г. Владимир в союзе с торками двигает войско на восток в Волжскую Болгарию. После победы над болгарами было решено не взимать контрибуцию с побежденных, а наладить долговременные мирные отношения. «И створа миръ», — говорится в «Повести временных лет», — «Владимир съ болгара и реша болгаре: «Толи не будеть межо нами мира, оли камень начнеть плавати, а хмель почнеть тонути». И был установлен мир на Руси и с западными странами.

Как сообщает летописец Нестор, Владимир начал жить в мире, любви и покое «и с Болеславом Лядьскимъ, и со Стефаном Угрьским, и с Андрихом Чешескым». Польский король Болеслав Храбрый даже выдал свою дочь за сына Владимира — Святополка.

В этот период практически и завершился длительный процесс формирования территории Киевской Руси, и определились ее рубежи. Границы Руси проходили по Днестру, Карпатам, Западному Бугу, Неману и Западной Двине на западе. На севере по Чудскому озеру, Финскому заливу, Ладожскому и Онежскому озерам. На востоке по верховьям Оки и Волги, а на юго-востоке вдоль рек Сула, Дон, Рось и Южный Буг. В состав Киевской Руси входило Тмутараканское княжество и Приазовье на Керченском полуострове с городами Тмутаракань, Белая Вежа, Корчев (Керчь). Для завершения своей административной реформы, которая была направлена на политическую консолидацию всех восточно-славянских земель, Владимир посадил своих сыновей вместо князей местных династий. Вот как об этом пишет летописец: «И посади Вышеслава в Новегородъ, а Изъяслава Полотьске, а Святополка Турове, а Ярослава Ростове. Умершю же старейшему Вышеславу Новегороде, и посади Ярослав Новегороде, а Бориса Ростове, а Глеба Муроме. Святослав в Деревехь, Всеволода Володимери, Мстеслава Тмуторокани».

В менее важных городах Владимир назначил посадников из своего ближайшего окружения. Таким образом, административная реформа Владимира Святославича ликвидировала власть местных князей, тесно связанных происхождением и интересами со своими землями. При этом следует напомнить, что в 987 г. киевский князь Владимир заключил союзный договор и с византийским императором Василием II, согласно которому Владимир обещал императору помощь в борьбе за престол Византии с самозванцем Бардом Фокой.

Перед этим в 986 г. резиденцию Владимира в Киеве начали посещать представители различных религий и верований, уговаривая его принять то или иное вероисповедание. И послушал князь Владимир своих мудрых бояр и старцев, которые предварительно побывали в других странах, и решил остановить свой выбор на греческой религии, т.е. христианстве византийского образца. Такому выбору способствовала и политическая обстановка того времени. Прежде всего в этой обстановке главную роль играли давние и прочные связи Киевской Руси с Византией и определенные позиции, занятые ее церковью на Руси, начиная с IX века.

Поспешно и опрометчиво креститься в греческую веру Владимир не стал, чтобы не просить об этом у греков, так как предполагал, что греки станут слишком высокомерно относиться к нему. Пошел он в греческую землю с большим войском и в 988 г. взял в осаду греческий город Корсунь (Херсонес) и сказал горожанам, что, если они не сдадутся, то он готов стоять хоть три года. Жители Корсуня, изнемогая от жажды, сдались, и Владимир с дружиной вошел в город Корсунь. И послал сказать к царям греческим, братьям Василию и Константину, что хочет жениться на их родной сестре — девице Анне, и если ее не отдадут за него замуж, то он сделает столице Византии Царьграду (Константинополю) то же, что сделал в Корсуне. Анна долго не соглашалась, ей это замужество казалось пленом и было ненавистнее смерти. Но после уговоров братьев она в большой печали простилась с родными и отправилась в путь. Перед ее отъездом греческие цари поставили Владимиру условие, чтобы он перед женитьбой принял христианскую веру, так как не принято было у христиан выдавать своих женщин за язычников. И Владимир был вынужден согласиться. И поплыла Анна на корабле через Черное море — из Царьграда в Корсунь, к Владимиру Святославичу. Как сообщает летописец, в это время у князя разболелись глаза, и он стал плохо видеть. Когда Анна это узнала, то посоветовала Владимиру побыстрее креститься, чтобы получить исцеление. И корсунский епископ с православными священниками крестили Владимира (в крещении получил имя Василий), и прозрел он в ту самую минуту, когда возложил священник на него свою руку. Многие дружинники, увидев это, также крестились.

Крестился же Владимир в церкви святого Василия, что стояла в Корсуне посреди города, где жители собирались на торг. В благодарность за жену свою гречанку Анну вернул Владимир город Корсунь греческим царям. Вернувшись с Анной в Киев, Владимир крестил всех своих сыновей, а весь киевский пантеон деревянных языческих богов велел изрубить. Страшного идола Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в воду. А народу князь велел сказать: «Пусть все приходят к реке (Днепру) креститься. Кто же не придет — тот будет мне врагом». И все люди с радостью шли креститься, и говорили друг другу, что раз князь и дружина приняли ее (религию), значит она хорошая. Летом 988 г. множество людей пришло в Киев на берег Днепра. Все вошли в воду, а князь Владимир и священники стояли на берегу. И крестили священники всех, даже маленьких детей, которые сидели на руках своих родителей. И все радовались, что узнали Единого Бога. Крестившись, люди пошли в свои дома, а Владимир повелел строить новые церкви и ставить их на том месте, где прежде стояли языческие кумиры. И поставили церковь святого Василия на холме, где раньше стоял Перун и другие боги, и где приносили им люди жертвы. И началось крещение людей и в других городах и селах, а князь приказал собирать у лучших людей их детей и «отдавать в учение книжное». В 989 г. в Киеве по заказу Владимира началось строительство византийскими мастерами собора Богородицы. На его строительство и содержание после завершения строительства (в 996 г.) князь выделял десятую часть своих доходов, откуда и происходит еще одно название церкви — Десятинная. И украсил ее Владимир иконами, сосудами и крестами, которые вывез из Корсуня, и поставил в ней служить корсунских священников. А в 991 г. Владимир заложил град Белгород и набрал в него много людей из иных городов, ибо любил этот город.

В заключение следует отметить, что после официального принятия христианства на Руси стали повсеместно возникать не только деревянные церкви, но и целые каменные монастыри и храмы. Киевская Русь становилась митрополией константинопольской патриархии. Константинопольский патриарх назначал на Русь киевского митрополита, а русская митрополия делилась на епархии во главе с епископами. В свою очередь, епархии делились на приходы, руководимые приходскими священниками. Взаимоотношения церкви и государства оформлялись специальными великокняжескими церковными уставами. Имея свой суд и законодательство, церковь стремилась с их помощью воздействовать на общество, и, прежде всего, на его духовную жизнь. Как уже отмечалось выше, в Х—ХI вв. церковь существовала на средства, выделяемые ей в виде десятой части («десятины») от дани, судебных штрафов и таможенных пошлин, взимаемых в государстве.

Таким образом, следует сделать общий вывод, что введение христианства в Киевской Руси Владимиром Великим в 988 г. сыграло большую роль в укреплении единства древнерусского государства, к чему стремился и князь Владимир, проводя свою административную реформу в государстве. Кроме того, христианская церковь брала под свою защиту каждую семью, выступая против языческого обычая кровной мести, способствовала развитию письменности, литературы, искусства и монументального строительства.

Олег ЯСТРЕБОВ, кандидат технических наук, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ