Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вера в собственную непогрешимость

28 января, 2000 - 00:00

Газета «День» получает многочисленные письма от своих читателей, значительная часть которых посвящена проблемам церковной жизни в стране. По этим — подчас чрезвчайно интересным — письмам можно сложить определенное представление об уровне нашего общества — интеллигентности, образованности и демократичности его граждан. Есть среди них авторы, вселяющие оптимизм, поддерживающие веру в будущее.

Сейчас, впрочем, хотелось бы немного остановиться на других, к сожалению, не единичных, письмах, из которых как будто брызжет ненависть и презрение ко всем, кто думает или верует иначе. Случается, полученные листы бумаги обжигают руки, их страшно читать. Авторы этих писем, обычно, выдвигают немало обвинений в адрес газеты. Не потому, что мы плохо пишем об их церкви или конфессии, а потому что не ругаем церкви «врагов» адресантов. Особенно их не устраивают наше искреннее признание права каждого гражданина на свободу вероисповедания и наши попытки быть объективными и вежливыми со всеми читателями, независимо от того, к какой конфессии либо церкви они принадлежат.

Проанализировав письма в редакцию за достаточно длительное время, можно сделать определенные обобщения. Как оказалось, наиболее недовольны нашими материалами три группы читателей — члены Великого Белого Братства (ВББ), члены православных братств УПЦ (МП) и атеисты. Перед последними мы и вправду виноваты — почти не публикуем статьи, посвященные «научному атеизму», так как полагаем, что в течение нескольких предыдущих десятилетий он занимал в нашем обществе заметное, мягко говоря, место и в этом вопросе читатели более-менее информированы. Что касается ВББ, то, не принадлежа к «белым братьям» и безусловно осуждая любой религиозный экстремизм, мы всегда публиковали только голые факты (а не прокурорские обвинения), связанные с деятельностью этой общины. Последним таким фактом было аутентичное письмо Юрия Кривоногова, который когда-то занимал видное место в иерархии ВББ. В ответ мы получили несколько очень гневных писем от некоторых ветвей ВББ, где нас не только критикуют. Например, ответвление братства, ожидающее 14 февраля 2000 года «переход власти над всем миром в руки Марии Дэви Христос», т.е. Страшный Суд, уже включило автора этих строк в список осужденных на вечные муки.

С того времени, как в составе УПЦ (МП) активизировалась деятельность православных братств, материалы на религиозные темы в газете «День» подвергаются ими страстной критике. (Каким-то утешением для нас может послужить то, что действительно консервативные круги Русской православной церкви недовольны даже собственной иерархией, с патриархом Алексием II включительно — он в их глазах недостаточно ортодоксален.) Создается впечатление, что фанатично-рьяные «братья» контролируют публикации в СМИ на лояльность не менее скрупулезно, чем незабвенная компартийная цензура. Эти наши адресанты исполнены уверенности в собственной непогрешимости, превосходстве, исключительности. Без достаточных на то причин они пишут в газету пространные обвинения, наполненные больше устаревшей риторикой, нежели фактами. Практикуются и анонимные звонки неугодному автору с угрозами куда более конкретными, чем упомянутый выше Страшный Суд. Обычно мы печатаем в газете разные точки зрения. Печатали бы и материалы православных братьев, если бы они категорически не запрещали «какие-либо сокращения и правки». А публиковать грубые оскорбления, которыми так называемые защитники православия потчуют своих религиозных или политических оппонентов, редакция не имеет права. Последней мишенью такой атаки стал, после публикации газетой его интервью, первый президент Украины Леонид Кравчук.

Хотелось бы закончить на ноте воистину христианской терпимости. Общеизвестно, что Леонид Кравчук до 1989 года относился откровенно отрицательно к Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), а сегодня поддерживает ее возрождение. Мне представился случай поинтересоваться, что думает в этой связи Помощник Главы УГКЦ епископ Любомир Гузар. Вот его ответ: «Во-первых, свое мнение имеет право высказывать каждый. Путь в политике господина Кравчука напомнил мне историю Савла-Павла, который сначала ожесточено гнал Господа, а потом стал одним из первых его апостолов. Считаю, что во время радикальных трансформаций меняется не так сам человек, как направление его деятельности: он получает некоторый мощный импульс и под его влиянием вступает на новый путь. С этого времени вся энергия, таланты человека служат другому делу. По-видимому, больше удивляться стоит тем многочисленным людям, которые не меняются, как бы не изменялся мир вокруг них.»

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ