Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Владимир Великий — «Ясное Солнышко» Украины-Руси

К 990-летию со дня смерти
14 июля, 2005 - 20:51
КРЕЩЕНИЕ КИЕВЛЯН В ДНЕПРЕ. 988 ГОД / КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОЙ. ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Речь у нас пойдет об одном из самых знаменитых правителей Киевской Руси. Князь Владимир Святославич родился в 948 году и был младшим из трех сыновей киевского князя Святослава Игоревича (Храброго), а следовательно, младшим внуком киевской княгини Ольги (Мудрой). После смерти княгини Ольги в 969 году Святослав решил «посадить» своих сыновей для правления в различных землях своего государства — Украины-Руси. Так, старшего сына Ярополка князь оставил в Киеве, среднего Олега он отправил в Овруч к древлянам, а младшего — Владимира, по просьбе прибывших из Новгорода послов, в город Новгород, а сам отправился в завоеванные им ранее болгарские земли, в город Переясловец. Но, так как сыновья еще были молоды, Святослав назначил им в помощь своих верных воевод: Владимиру — Добрыню, а Ярополку — Свенельда.

Как повествует летописец Нестор, не успел князь Святослав закрыть свои глаза, как между братьями началась борьба. Вначале ссора возникла между Ярополком и Олегом из-за убийства Олегом сына Свенельда, Люта, который во время охоты в лесу оказался на древлянской земле. Удрученный горем, Свенельд начал уговаривать Ярополка, который отличался мягким, податливым характером, отомстить Олегу, пойти на него и отобрать у него земли. В 977 роду Ярополк пошел в поход против Олега, их полки встретились перед Овручем, и войска Олега начали отступать к городу. На мосту перед крепостной стеной началась давка, паника охватила людей, князь Олег и ряд воинов были сброшены с моста и упали в ров с водой, где и утонули. Узнав о походе Ярополка на Овруч и о смерти Олега, новгородский князь Владимир ушел в Скандинавию, чтобы усилить свои войска за счет варягов, а Новгород перешел во владение Ярополка. Однако правление это было недолгим. Собрав большое войско из варягов, Владимир возвратил себе Новгород, а затем и Киев и в 980 году стал единовластным правителем огромного Киевского государства — Украины-Руси.

ВЛАДИМИР ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ УКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ

Продолжая политику предыдущих киевских князей, собирая вокруг Киева славянские земли, Владимир своими военными походами 981—993 гг. на ятвягов, вятичей и хорватов фактически завершил продолжительный процесс формирования территории Киевского государства. Именно в это время окончательно определились и закрепились границы Украины-Руси, что в целом совпадало с этническими рубежами восточных славян. А укрепление Киевского государства уже фактически началось в 981 году, когда Владимиру пришлось усмирять восставших вятичей, обязав их платить «дань от плуга». В 982 году Владимир вновь ходил на вятичей и победил их во второй раз. Еще раньше, когда Владимир воевал против Ярополка, он присоединил Полоцкие земли, а в 981 году и такие западные города, как Перемышль, Червень, Волынь и другие, заселенные дулибами и белыми хорватами и принадлежавшие Великоморавскому государству (Чехии). В 983 году Владимир отобрал у литовцев Побужье (земли возле реки Буг), а затем над Бугом построил город, назвав его Владимиром-Волынским. В 984 году ходил Владимир на восставших радимичей и на реке Пищаной одержал победу, наложив на них дань, которую, как замечал летописец в XII ст., они «везут и до сего дня».

Не совсем удачным был поход Владимира в 985 году на восток к волжским булгарам, так как киевскому князю не удалось заставить их платить ему дань. Пришлось ограничиться заключением мирного договора с ними. Объединив таким образом все украинские земли в единою целое, князь Владимир обеспечил их безопасность от посягательств врагов. А территория Украины-Руси в это время охватывала уже около 800 тыс. кв. км. и простиралась на север до Чудского, Ладожского и Онежского озер; на юге — к Дону, Роси, Суле и Южному Бугу; на востоке — до межгорья Оки и Волги и на западе — к Днестру, Карпатам, Западному Бугу, Неману и Западной Двине. В это время древняя Украина-Русь стала крупнейшим государством в Европе.

Владимир Великий жил в согласии с соседними народами и государствами, как, например, с поляками, греками, болгарами, чехами и мадьярами. Заботы имел только с печенегами, которые часто нападали на украинские земли с востока и уничтожали целые села и города.

БОРЬБА ВЛАДИМИРА С ПЕЧЕНЕГАМИ

Одновременно с военными походами с целью объединения государства Владимиру приходилось постоянно вести непрерывную борьбу с печенегами, этим полудиким степным народом тюркского происхождения. Они уже более полувека жили в украинских степях и часто подходили даже к Киеву. Как писал летописец Нестор, война с ними никогда не прекращалась и «би рать без переступа» (война была без перерыва). Чтобы сдерживать напор вражеских войск, Владимир начал строить города и укрепления по обе стороны Днепра, Остра, Десны и Ирпеня, а на Левобережье — возле Сулы, Трубежа и Сейма. В важных местах для обороны были построены укрепленные города, а между ними возведены длинные и высокие валы в несколько десятков километров. Благодаря этим фортификационным мерам натиск печенегов был ослаблен и Владимир мог начать более эффективную борьбу с печенегами. Как сообщает летописец, война с печенегами в 990, 992 (дважды), 996, 997, 1001 и 1004 гг. принесла киевскому князю военную славу. Об этих боях имеются различные рассказы и былины. В качестве примера приведем один из рассказов о битве 992 года.

Когда печенеги подошли под самый Киев, им навстречу вышел с войском Владимир. Обращаясь к нему, вождь печенегов сказал: «Выпусти ты своего воина, а я своего — пусть борются, и если твой осилит моего, то не будем воевать три года, если же наш одолеет, будем разорять вашу землю целых три года». Среди войск Владимира сначала такого добровольца не оказалось, а печенеги выставили огромного роста и страшного вида великана. На повторное обращение Владимира к своим воинам к князю подошел старик и сказал: «Князь! Вышел я сюда на войну с четырьмя сыновьями, а пятый, меньшой, остался дома. С самого детства не было человека, кто бы одолел его». Обрадовался князь и послал за силачом по имени Кирило Кожемяка. Когда тот пришел, то попросил князя, чтобы его испытали, приведя большого и сильного быка. Разъяренного горячим железом быка пустили на волю и когда он бежал мимо Кирила, тот схватил его рукой за бок и вырвал кожу с мясом. Видя это, Владимир сказал: «Можешь биться с печенегом». На следующее утро, наметив место между полками, пустили борцов, те схватились и начали крепко давить друг друга. После одного удачного захвата Кирило так сжал в своих руках печенега, что у того кости хрустнули и он упал замертво. Увидев это, печенеги удрали в степь, и Владимир в следующие три года с ними не воевал. Но в 995 году печенеги опять пришли к окрестностям Киева, к городу Василеву (Василькову), Владимир вышел навстречу им с небольшой дружиной, однако, вступив в битву, не мог победить и отступил.

В 997 году Владимир пошел в Новгород, чтобы укрепить и преумножить свои войска для борьбы с печенегами. Узнав, что князя в Киеве нет, печенеги вновь напали и стали около Белгорода. В осажденном городе начался голод и его жители вначале решили сдаться печенегам. Однако нашелся умный старик, который предложил обманным путем показать печенегам, что в городе «сама земля дает корм и горожане могут выдержать хоть десятилетнюю осаду». Печенежские князья, сами убедившись в этом, удивились, собрались и пошли прочь от города. После описания этих событий летописец Нестор не упоминает более о нападениях печенегов на земли Украины-Руси до самой смерти Владимира Святославича в 1015 году.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ВЛАДИМИРА

Завершающий этап формирования государственности в Украине-Руси требовал от Владимира проведения кардинальных общественных преобразований, направленных на консолидацию страны. Поэтому он во время своего правления и провел ряд различных реформ. Самой важной из них следует считать утверждение в Украине-Руси христианства.

Предшествовали этому следующие исторические и политические события. Во-первых, следует вспомнить, что начиная со второй половины IX ст. влияние христианства приближалось к границам Владимирова государства. Так, в 864 году окрестилась Болгария, в 928—935 гг. — Чехия, в 962—992 гг. — Польша. Князь Владимир понимал, что только приняв христианство его государство сможет войти, как равноправное, в круг европейских стран. Во-вторых, Владимир не мог не знать, что еще в 862 году киевский князь Аскольд сам принял христианство, а бабка Владимира княгиня Ольга также была крещена в 955 году в Константинополе. Таким образом, не только политические, но и психологические предпосылки убеждали Владимира в необходимости и целесообразности для государства принять христианство, и он ожидал только подходящего момента, который вскоре и представился. Вот как об этом повествует летописец.

Вернувшись из одного из удачных военных походов на ятвягов, Владимир решил принести языческому богу Перуну человеческую жертву. Жребий пал на сына одного варяга-христианина. Отец не дал сына и перед всем народом сказал, что языческие боги — не настоящие боги, а сделаны людьми. Настоящий же Бог — один, ему поклоняются греки. Разъяренная толпа язычников убила и отца и сына. После этого случая Владимир окончательно решил принять новую, христианскую веру. Однако князь считал унизительным для себя сознаться перед греками в своих заблуждениях и просить византийских императоров о крещении. Но он хотел «завоевать» веру Христову и принять ее рукою победителя. Поэтому, после того, как греческие императоры обманули Владимира и не выдали за него их сестру, принцессу Анну, князь собрал большое войско и пошел в Крым, к греческому городу Корсуню (Херсону). Завоевав его, Владимир послал просить императоров Василия и Константина, чтобы теперь они выдали за него Анну. В случае их отказа он угрожал идти на столицу Византийской империи — Константинополь. Императоры согласились, но с условием, что он примет христианство. Владимир тут же в Корсуне сам принял крещение в церкве св. Василия (это было в 988 году, а за ним крестились и многие из его дружины. После крещения Владимир Великий вступил в брак с Анной, а греческий город Корсунь князь возвратил Византии.

Возвратившись в Киев, Владимир приступил к крещению своего народа. Вот как рассказывает об этом летописец. Для крещения в Киев были приглашены греческий митрополит и священники. В назначенное время киевляне пришли на берег Днепра, куда прибыл и Владимир с греческими священниками. Торжество крещения происходило в реке, матери держали детей на руках. После крещения всех языческих идолов (божков) Владимир приказал утопить в Днепре. С тех пор как Украина- Русь стала христианским государством, в ней стали процветать наука и образование, ученые монахи начали писать историю Украины-Руси, и потому о Владимире Великом известно больше, чем о предыдущих князьях — Олеге, Игоре, Ольге и Святославе. Уже в 988 году начали появляться школы, а в Киеве была сооружена церковь св. Василия (такое имя получил и князь после крещения). По заказу Владимира в Киеве в 989—996 гг. византийскими мастерами был сооружен собор Богородицы, на что князь выделил десятую часть своих доходов (второе название — Десятинная церковь).

Как отмечает летописец, после крещения в характере Владимира произошли большие перемены. Он сделался набожным, ласковым, щедро раздавал милостыню, создавал школы, храмы и стал в полном смысле отцом своих подданных. Он помогал бедным, старикам и калекам, сиротам и вдовам. Поэтому не удивительно, что все называли его ласковым отцом и «Ясным Солнышком». Умело и авторитетно управляя государством в течение 35 лет, проведя глубокую и эффективную административно-территориальную и военную реформы, Владимир Великий дожил до старости, скончался 15 июля 1015 года в селе Берестове (под Киевом) и был погребен в Десятинной церкве. Церковью он был причислен к лику святых и назван «Равноапостольным». Как писал М. Грушевский: «Времена Владимира Святого, или Великого были кульминационной точкой процесса строительства, завершения, так сказать, механической эволюции процесса создания древнего Русского, Киевского государства».

И сейчас, спустя почти 1000 лет после смерти князя, для нас совершенно неоспоримо огромное историческое значение его эпохи, тех реформ, которые князю удалось провести за 35 лет правления Киевским государством (980—1015 гг.). Он принял власть в момент, когда Киевская Русь страдала от непрерывных междоусобиц и внутренних противоречий, а в момент его смерти это была мощная, процветающая держава, с которой вынуждены были считаться все страны Европы. Личность и дела великого киевского князя Владимира (как и его сына Ярослава Мудрого) — это поистине славная, «золотая» страница истории Древней Руси.

Олег ЯСТРЕБОВ, кандидат технических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ