Главному герою этого очерка — великому авиатору П. Н. Нестерову — судьба отпустила весьма короткую жизнь, однако даже ее оказалось достаточно, чтобы его имя было навечно золотыми буквами вписано в историю мировой авиации. Следует отметить, что наиболее значительные воздушные победы Нестеров одержал именно в небе Украины...
Петр Николаевич Нестеров родился 15 февраля 1887 года в Нижнем Новгороде. Его отец, Николай Федорович Нестеров, преподаватель Нижегородского кадетского корпуса, явно не принадлежал к числу тех людей, которых можно было назвать счастливчиками и тем более — баловнями судьбы. Работа в кадетском корпусе не принесла ему ни морального, ни материального удовлетворения (Нестеровы жили весьма скромно), да и его жизнь оказалась до обидного короткой. В 1889 году, когда его сыну Петру было всего два года, Николай Федорович закончил свой земной путь, имея всего 27 лет от роду. Его вдова, Маргарита Викторовна Нестерова, оказалась в ситуации, близкой к отчаянию: ей предстояло прокормить себя и своих четверых детей, имея доход всего 50 рублей в месяц. Однако, как показала жизнь, Маргарита Викторовна сумела преодолеть все жизненные невзгоды и вывести своих детей в люди.
В детстве и юности Петя Нестеров хорошо рисовал, был силен в математике, прекрасно пел и играл на рояле, проявлял искренний и глубокий интерес к зоологии. Он был, несомненно, разносторонне одаренным юношей, и перед ним, соответственно, открывалось немало дорог, идя по которым он мог добиться больших успехов — возможно, даже не меньших, чем в авиации. Однако довольно быстро широкий круг вариантов его жизненного пути сузился до одного. Однажды на семейном совете Маргарита Викторовна приняла решение: Петр станет военным, офицером — так же, как и его покойный отец...
Нельзя, однако, сказать, что военная карьера была навязана Петру Нестерову, он и сам до этого неоднократно высказывал желание пойти по стопам отца. Но была и еще одна причина, обусловившая именно такой выбор будущего знаменитого летчика. Для обучения Петра в любом заведении невоенного профиля требовались немалые деньги. А вот в Нижегородском кадетском корпусе юный Нестеров как сын его преподавателя имел право учиться бесплатно.
В 1904 году Петр успешно закончил Нижегородский кадетский корпус, а еще через два года — Михайловское артиллерийское училище. Годы учебы не прошли для Петра Николаевича даром. Будущий ас приобрел весьма основательные знания по военному делу, математике, географии и другим предметам, чему был обязан не только своим высококвалифицированным педагогам, но и усиленному самообразованию. Учебный процесс увенчали воинское звание подпоручика и отличный, перворазрядный аттестат, обладатель которого имел право самостоятельно выбирать будущее место службы. Петр Николаевич имел вполне реальную возможность служить в самых элитных частях царской армии, дислоцированных в Санкт-Петербурге и Москве, однако немало удивил своих однокашников, сказав, что будет проходить службу на Дальнем Востоке. Главной причиной столь нестандартного решения офицера-отличника стало его намерение жениться на любимой девушке — Надежде Рафаиловне Галицкой, что предусматривало весьма серьезные финансовые обязательства жениха (по тогдашним законам, если офицер создавал семью, не достигнув 28-летнего возраста — а Нестеров был моложе и служил при этом в европейской России, то он должен был уплатить так называемый реверс — 5 тыс. рублей, что было по тем временам огромной суммой). Избавить же Нестерова от такого денежного «оброка» могла только служба на окраинах империи.
Для своих подчиненных Петр Николаевич оказался, без преувеличения, прекрасным командиром. Он никогда не перекладывал свои обязанности офицера-артиллериста на унтер-офицеров или фельдфебелей, все делал исключительно сам. Кроме того, Петр и Надежда Нестеровы устроили в своем доме что-то наподобие офицерского салона, куда часто приходили их знакомые-офицеры и где звучали фортепианная музыка и задушевные песни. Однако была у офицера-дальневосточника еще одна черта, которую быстро заметили и его подчиненные, и его начальство: Петр Николаевич имел твердое желание жить только по своему собственному «уставу». Став командиром, он запретил по отношению к себе стандартное обращение — «ваше благородие», — приказав называть себя только «господин поручик». А на дверях квартиры, в которой проживали супруги Нестеровы, висела характерная надпись — «Все чины оставляйте за дверью». Подобные шаги вызвали неодобрение военного начальства, но молодой офицер был непреклонен. Дело кончилось тем, что царский поручик с явно демократичными наклонностями попал под негласный полицейский надзор, а его личное дело «украсил» выговор... А получил его офицер за то, что однажды, крайне удрученный «нулевыми» результатами, которые показала в ходе учебных стрельб соседняя артиллерийская рота, Нестеров самовольно отправил ее в казармы...
Но в службе офицера-артиллериста были не только военные будни со всеми их светлыми и темными сторонами. В 1908 году Петр Николаевич серьезно увлекся военной авиацией — в те времена еще весьма молодой отраслью военного дела. Нестеров начинает штудировать все то, что писалось о летчиках и самолетах в газетах и журналах, участвует в дискуссиях с сослуживцами на «воздушные» темы и даже конструирует свои собственные летательные аппараты. Нередко, имея свободный часок-другой, Петр Николаевич отправлялся вместе с женой на самую высокую в округе сопку, откуда пускал сконструированные им самим модели аэропланов. Случалось, что запуски были неудачными, однако бывало и так, что сильный ветер уносил модель самолета настолько далеко, что она исчезала из виду. Интерес командира артиллерийской роты к этой сфере оказался действительно серьезным. Через некоторое время поручик-артиллерист Нестеров подал рапорт о переводе его на службу во Владивостокскую воздухоплавательную роту.
НЕБЕСНЫЙ ПЛЕН
В принципе, планы Нестерова совпадали и с намерениями военного начальства, которое уже не первый день думало о том, куда подальше «сплавить» очень хорошего, но, вместе с тем, и довольно своевольного молодого офицера. Рапорт поручика был удовлетворен, и однажды Петр Николаевич поднялся на аэростате в бескрайние просторы неба, которое пленило его навсегда. Правда, став, по сути, офицером-воздухоплавателем, Нестеров еще довольно долго обслуживал потребности оставшихся на земле артиллеристов. Однажды он блестяще провел корректировку пушечной стрельбы с воздуха, заслужив самую высокую оценку военного руководства. Но было в душе Петра Николаевича и то, о чем он практически никому не рассказывал. Жизненная перспектива, которую Нестеров рисовал сам для себя, не была связана с аэростатами и дирижаблями. Он мечтал стать настоящим военным летчиком...
В январе 1911 года Петр Николаевич уехал со своей женой в долгожданный отпуск. Проведя некоторое время на Кавказе, Нестеровы прибыли в родной Нижний Новгород. Однажды, гуляя по улицам города, Нестеров увидел незнакомого молодого человека, который с неподдельным интересом наблюдал за полетами птиц. Петр Николаевич представился незнакомцу, и новым приятелям (товарищем Нестерова оказался его тезка Петр Соколов) понадобилось всего лишь несколько минут для того, чтобы понять общность своих интересов: Соколов тоже глубоко интересовался авиацией. Подружившись, Нестеров и Соколов решили сконструировать и построить планер, на котором можно было бы совершить серию полетов. В этом деле «двум Петрам» помогла Маргарита Викторовна, хотя в душе она была решительно против «воздушных» увлечений своего сына. Через некоторое время в одной из нижегородских газет появилась небольшая заметка о полете молодого авиатора Петра Нестерова на планере. Конечно, по меркам «большой» авиации, этот полет еще был достаточно примитивным — он продолжался весьма недолго, да и оторваться от земли Петр сумел всего лишь на какие-то пять метров. Но несомненно, что это был его первый шаг в авиацию и одновременно — к реализации своей мечты.
Дни отпуска летели очень быстро, неумолимо приближая тот день и час, когда Петр Николаевич должен был возвращаться на Дальний Восток. Однако карьера офицера-воздухоплавателя уже не интересовала Нестерова, а тем более — карьера офицера-артиллериста. Нестеров едет в Санкт-Петербург и обивает там пороги военного министерства, добиваясь разрешения на перевод в один из авиаотрядов царской армии. Однако позитивное решение вопроса реально не продвигается — а отпуск грозит вот-вот закончиться... В сложной для себя ситуации Петр Николаевич решился на отчаянный шаг, без которого он вряд ли бы состоялся как авиатор. При полном параде он однажды утром пришел на квартиру заместителя военного министра генерала А. Поливанова, что при строгих правилах тогдашнего военного этикета было большой дерзостью. Позднее, уже в советское время, бывший царский генерал вспоминал, что этот голубоглазый молодой офицер произвел на него сильное впечатление своей детской непосредственностью и вместе с тем — твердой убежденностью в своей правоте. Поливанов написал приказ о направлении поручика Петра Нестерова на учебу в авиационный отдел Санкт-Петербургской воздухоплавательной школы...
«ВОЗДУШНОЕ» ОБРАЗОВАНИЕ
Вместе с тем, с честью преодолев одно препятствие, Петр Николаевич, как это нередко бывает, практически сразу же натолкнулся на другое. По какой-то неизвестной причине в авиационный отдел он зачислен не был, и ему без малого целый год пришлось изучать воздухоплавание с его дирижаблями и аэростатами, практический курс которого он уже хорошо усвоил на Дальнем Востоке и которое, по сути, было для него уже вчерашним днем. Рапорт Нестерова о переводе туда, где реально готовились кадры авиаторов, не возымел действия — как ни к чему не привело и его предложение о быстрейшей сдаче им экзамена по курсу воздухоплавания экстерном. Есть серьезные основания предполагать, что «удружил» Нестерову в этом деле не кто иной, как начальник воздухоплавательной школы полковник Кованько, который буквально обожал аэростаты с дирижаблями, но вот самолеты откровенно недолюбливал. Наконец воздухоплавание осталось позади, и бывший офицер-артиллерист Петр Нестеров прибыл в Гатчину (именно там находился авиационный отдел воздухоплавательной школы), чтобы реализовать то, к чему он уже так давно стремился.
В деле постижения авиационной науки Петр Николаевич довольно быстро стал одним из лучших офицеров. Правда, когда пришло время применить полученные знания на практике и реально сесть за штурвал аэроплана, Нестеров немало удивил своего инструктора поручика Стоякова, заявив, что к полету он.... пока еще не готов. Однако довольно скоро слушатель авиационного отдела Петр Нестеров уверенно поднял свой самолет в воздух... Полет предполагал в качестве обязательного элемента полный разворот аэроплана в воздухе, и офицер-инструктор, наблюдая за ним, ожидал, что его воспитанник вот-вот развернется так называемым «блинчиком» — то есть сделает полный поворот без всяких наклонов влево или вправо. Однако вместо этого Нестеров развернул аэроплан, сделав при этом 35-градусный наклон в левую от себя сторону. Теперь-то поручик Стояков понял, почему не так давно Нестеров отложил свой полет. Петр Николаевич готовился внести в практику авиации совершенно новый элемент — вираж. Для инструктора стало очевидным: его ученик уже мастерски умеет выполнять то, чего пока еще не умеет выполнять учитель.
Сентябрь и октябрь 1912 года стали счастливыми месяцами в жизни Нестерова. Именно тогда он блестяще завершил учебу, получив два звания — «пилот-авиатор» и «военный летчик», и, кроме того, весьма лестную характеристику — «выдающийся пилот». Впоследствии выпускник авиационного отдела воздухоплавательной школы прошел, как бы сказали сегодня, стажировку в районе Варшавы, в совершенстве освоив «Ньюпор» — новый тип самолета, совсем недавно поступивший на вооружение русской армии. Именно там Петра Николаевича поджидало нешуточное испытание в воздухе. Во время одного из тренировочных полетов, совсем недалеко от ангаров, самолет Нестерова загорелся, и только благодаря великолепному летному мастерству Петр Николаевич остался жив, да и ангары не пострадали. Некоторые историки утверждают, что именно тогда началась широчайшая известность молодого авиатора Петра Николаевича Нестерова.
КОМАНДИР АВИАОТРЯДА
В начале 1913 года летчик-офицер Петр Нестеров получил очередное новое назначение — на этот раз в Киев. Тогда Петр Николаевич был назначен командиром 11 корпусного авиаотряда, который был дислоцирован в районе Сырецкого военного аэродрома.
Как руководитель авиаотряда, Нестеров был в буквальном смысле слова незаменим, не было ни одной мелочи из жизни его подчиненных, о которой бы Петр Николаевич не знал. Он постоянно и упорно работал над повышением профессионального уровня своих подчиненных, часто читая им настоящие лекции, содержание которых подкреплял собственноручно выполненными графиками и чертежами. Вполне естественно, что с таким командиром летчикам авиаотряда были по плечу практически все задачи, которые ставились перед ними. Подчиненные Петра Николаевича прекрасно провели корректировку артиллерийской стрельбы с воздуха, затем успешно осуществили авиаперелет по маршруту Киев—Остер-Нежин—Киев. В этот полет Петр Николаевич взял одного кинооператора, заснявшего практически весь авиаперелет на пленку. Получился достаточно интересный и оригинальный по тем временам кинофильм, который довольно долго и с большим успехом демонстрировался в одном из киевских кинотеатров.
Но настоящая известность пришла к П.Н. Нестерову тогда, когда в самом конце лета 1913 года он впервые в истории авиации совершил в киевском небе знаменитую «мертвую петлю»...