Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Введение во храм

7 декабря, 2001 - 00:00

Значительная часть христиан начинает церковный новый год — церковное новолетие — 1 сентября (14-го по новому стилю) и сейчас мы находимся в его начале. Знаменательно, что большинство больших церковных дат в период от новолетия до Рождества Христова посвящены Пресвятой Богородице: 21 сентября празднуют Рождество Богородицы, 14 октября — ее Покров, а на этой неделе (4 декабря) отмечается событие Введения Марии, матери Сына Божьего, в Иерусалимский храм. Это день, который входит в число 13 наибольших христианских праздников года, наряду с Рождеством, Пасхой, Троицей и др.

Содержание события «Введения во Храм» простое. Родители Марии, праведные Иоаким и Анна, в благодарность за рождение давно ожидаемого ребенка посвятили его Богу — отдали трехлетнюю девочку в Иерусалимский храм на воспитание. По Святому Преданию, на пороге храма Марию встретил весь храмовый причт во главе с первосвященником; ее даже ввели в Святая Святых — место, где хранился ковчег Завета и куда имел доступ только первосвященник. В храме Мария жила до 14 лет, — в молитвах, труде и чтении Святого Писания. Все это оградило Марию от мирских соблазнов, от общения со своими ровесниками, от прозы жизни. С того времени она стала особенной и бессознательно готовилась к великой мистической непостижимой миссии — рождению Сына Божьего. Когда пришло время покинуть храм, родители Марии уже умерли и священники обручили ее со старым Иосифом, одним из потомков библейского царя Давида.

В мировом искусстве есть немало изображений Введения во храм — величественный Иерусалимский храм, толпы иудеев, а по крутой лестнице поднимается крохотная одинокая девочка — навстречу судьбе. В православных молитвах этого праздника Марию называют «Пречистым храмом Спаса», «Бесценным чертогом и Девой»; поют о том, как «В храме Божьем ясная Дева появилась и Христа всем предвещает!»

События введения во храм в Новом Завете не описаны, хотя евангелисты уделяют Богородице значительное внимание. Достаточно вспомнить, что в последние моменты своей жизни Исус Христос думал о своей матери, как об этом свидетельствует св. евангелист Иоанн: «Возле креста Исуса стояла мать Его... Когда Исус увидел мать и стоявшего рядом ученика, которого Он любил, то сказал матери своей: «Жено, вот сын твой». А ученику сказал: «Вот мать твоя!» И с тех пор тот ученик взял ее к себе». То были почти последние слова Распятого — забота о своей матери.

Существует богословие, которое называется апофатическим (от греческого «отрицаю»). В соответствии с этим учением, человеческий разум не способен, в принципе, понимать Бога, в частности христианского Бога — его три ипостаси, его две, божественную и человеческую, сущности, его намерения и цели. Бог — это слишком большая для человеческого ума тайна, которую невозможно определить в понятиях и терминах нашего языка, так как мы не имеем, не знаем для этого соответствующих эпитетов или логики. Если верить упомянутым богословам, то о Боге можно знать только одно — то, что он непознаваем и абсолютно отличен от всего человеческого, от всего, что мы способны себе помыслить или представить.

Обычному человеку трудно, неуютно поклоняться неизвестному и непонятному Богу. Очевидно, что именно поэтому Мария занимает такое значительное место в системе христианских верований и ценностей. Без нее христианство было бы несколько другой религией, по крайней мере для широких масс. Все, связанное с Матерью Исуса, ее жизнью, страданиями, действительно понятно для всех и всегда поучительно. Начиная с того времени, как трехлетняя девочка начала свое служение в Иерусалимском храме. Особенно подчеркивал роль Богородицы евангелист Лука, автор «Деяний святых апостолов». Он описывает, что после смерти своего Сына Мария, вместе с его учениками, находилась в той комнате на втором этаже иерусалимского дома, где Святой Дух снизошел на апостолов: «Вдруг возник шум с неба, будто буря поднялась... И все они преисполнились Духом Святым и начали говорить на других языках». Это был день Пятидесятницы, день основания христианской церкви и начала широкомасштабной миссионерской деятельности первых христиан. (Схождение Святого Духа на апостолов весьма выразительно изображено на стене Кирилловской церкви в Киеве художником Врубелем. В центре, в окружении апостолов, видим Богородица).

После Схождения Святого Духа началось миссионерское служение Богородицы — распространение среди народов учения своего Сына.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ