Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Я боюсь не смерти, но боюсь не успеть...»

Подвижническая жизнь Великой сестры милосердия возвращается из небытия
12 мая, 2000 - 00:00

 

Трудно, являясь простым смертным, писать о великих подвижниках.
Их высокие помыслы и дух для нас недосягаемы. Особенно в наше жесткое время
накопления капитала. Куда уж тут до высоких помыслов! Денег бы, да побольше!
Нет, есть конечно такие, которые что-то кому-то выделяют, уделяют, наделяют...
Но чтобы совсем отделить себя от этого капитала... Где вы таких видели?
И все же они бывают.

Об этой женщине не слагали стихов и не писали книг. О ней
и ее подвижнической жизни просто умалчивали. Пытались предать забвению,
вычеркнуть из памяти народа. Но то, что она совершила, нельзя спрятать
или забыть. Слишком велики были ее деяния.

Великая княгиня Александра Петровна, а речь идет именно
о ней, родилась в 1838 году в царской семье. Отец — принц Ольденбургский,
замуж вышла за брата императора Александра II — Великого князя Николая
Николаевича. Казалось, все складывалось как нельзя лучше. Но вскоре муж
начал изменять, а беспечная светская жизнь с ее балами и приемами никак
не соответствовала потребностям души молодой женщины. «Воспитанная с детства
работницей, а не белоручкой», по ее словам, молодая княгиня, располагая
огромными капиталами, пытается найти для себя истинное, большое дело, а
для души своей — истинную, большую любовь. Будучи протестанткой, она принимает
православие и с головой окунается в благотворительную деятельность: оказывает
помощь различным благотворительным учреждениям, а затем и сама создает
их.

В Санкт-Петербурге стараниями Александры Петровны были
созданы Покровская община сестер милосердия, больница, лечебница, училище
для фельдшериц, отделение для девочек-сирот. Она возглавляла городской
совет детских приютов. А в годы русско-турецкой войны княгиня на свои средства
создала санитарный отряд. Но ее главный вклад в великое дело милосердия
был впереди.

«ДРУГОЙ НА МОЕМ МЕСТЕ СЧИТАЛ БЫ СЕБЯ САМЫМ НЕСЧАСТНЫМ
ЧЕЛОВЕКОМ...»

Во время поездки лошади понесли и выбросили княгиню из
экипажа. Повреждение позвоночника лишило молодую женщину возможности ходить.
Никакие лечебницы и курорты не смогли поставить ее на ноги. Не в силах
больше выносить физические и душевные страдания, Александра Петровна принимает
неожиданное решение — она едет в Киев, к сестре. Там и климат помягче,
и от неверного мужа подальше...

В 1881 году Александра Петровна поселяется в Киеве, в Мариинском
дворце. Она по- прежнему прикована к постели, передвигается в коляске.
Но мысль ее работает неустанно. Острый ум, большие организаторские способности,
огромные финансовые возможности — все это она жаждала отдать людям. Но
каким образом? В тиши дворцовых комнат постепенно зреет план. Александра
Петровна решает создать монастырь. Но не традиционный, где главной заботой
была бы молитва. А такой, который, сохраняя все положенные правила и заповеди,
стал бы лечебницей и помогал неимущим. По тем временам это в наших краях
было новшеством. Впервые совмещалось врачевание духовное и телесное, впервые
монастырь, жизнь которого доселе не соприкасалась с мирской суетой, стал
выполнять социальные функции.

Такое нововведение было встречено многими в штыки. Однако
не в правилах Великой княгини было менять свое решение. В своих планах
она видит монастырь как духовную врачебницу. «Монастырь без просвещения
— это рабство. Монашество должно быть живое, любвеобильное, — считала княгиня,
— а любовь должна быть деятельной. Жизнь в келии, занятия рукоделием, чтобы
лишь прокормить себя, — такая жизнь непривлекательна. Кроме общей пищи
и одеяния, нужно полное общение духом, нужно больничное дело». Княгиня
стала искать место для будущего монастыря. Узнала, что на Лукьяновке, за
городом, продается земля.

ЧУДЕСНОЕ ПРОРОЧЕСТВО СБЫВАЕТСЯ

И вот здесь начинается мистика, которой так много было
в жизни нашей героини. Дело в том, что за много лет до этого у помещика
Дикого, что жил на Лукьяновке, как-то гостил киевский старец Феофил, известный
своими пророчествами. Прогуливаясь вместе с хозяином по поместью, старец
вдруг остановился и торжественно изрек, что на этом самом месте будет стоять
храм Божий, строительницей и правительницей его станет царственная жена.
Подивился его словам помещик Дикой и после ухода старца тут же записал
в домашнюю книгу пророчество.

Прошли десятки лет, и вот княгиня решила купить у дочери
Дикого для своего монастыря часть поместья, и именно там, где предсказывал
святой старец. Как же была поражена она, когда хозяйка показала ей запись
отца о пророчестве Феофила! Конечно же, княгиня увидела в этом знак судьбы
и перст Божий. Строительство Покровского монастыря было закончено в предельно
короткие сроки. А уже через год женская обитель начала действовать. При
ней было двухэтажное здание больницы, которая постепенно расширялась. Через
некоторое время добавились бесплатная лечебница и аптека с бесплатными
лекарствами, приюты для слепых женщин и девочек-сирот.

Княгиня покинула дворец и жила теперь в монастыре. Она
внимательно следила за всеми новинками отечественной и зарубежной литературы
по медицине, выписывала и регулярно читала или просматривала все новые
медицинские журналы, сразу же внедряя новшества.

Когда в 1898 году в Киеве проходил съезд естествоиспытателей
и врачей, осмотр монастырской больницы произвел огромное впечатление. Участники
съезда осмотрели 12 кабинетов, где работало около 20 врачей, амбулаторию,
оснащенную по последнему слову науки и техники, единственный в Киеве кабинет
рентгена. По признанию варшавского профессора М.Зенца, нечто подобное он
видел только в некоторых больницах Берлина и новых клиниках Москвы. Здесь
работал известный профессор психиатр И.Сикорский, талантливый врач Д.Заболотный.

Великая княгиня считала своим долгом лично принять каждую
больную, чтобы получше узнать состояние ее души, утешить ласковым словом,
вселить надежду. «Больные приходят к нам с доверием. Наша обязанность —
оправдать их доверие и заслужить их любовь», — не уставала она повторять.
По отчетам за 1888 год в монастырь прибыло 455 больных, а выписалось 440.
Смертность составляла лишь около 4%. За год за помощью обратились 24 тысячи
человек. Отказа никому не было. И снова мистика! Вскоре, после переезда
в монастырь, будучи вся в хлопотах и горячих молениях, Александра Петровна
получила чудесное исцеление и встала на ноги!

«А ЛЮБОВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ДЕЯТЕЛЬНОЙ...»

Теперь ее день начинался в 4 утра и заканчивался после
полуночи. Матушка сама разрабатывала планы построек, работала с архитекторами.
Одновременно она обслуживала больных как медсестра, ассистировала при операциях,
выхаживала послеоперационных, смотрела за детьми.

Александра Петровна не имела медицинского образования,
но как никто другой любила людей. «Если бы можно было, я бы обняла весь
мир любовью», — признавалась она. Любовь и забота чувствовались во всем.
Великая матушка ревностно следила, как готовят и кормят больных, сама выбирала
меню на каждый день, стараясь порадовать своих подопечных чем-нибудь вкусненьким,
интересовалась, довольны ли едой.

Не было уголка в монастыре, где ни побывала бы за день
матушка, где ни приложила бы свои неутомимые руки. Каждый гвоздь, досточку
старалась прибить сама. Даже в келье у нее был набор столярных инструментов.
Великая подвижница не давала себе покоя даже ночью. Спала она обычно сидя
возле открытой двери, чтобы, заслышав стон, бежать на зов. Забота матушки
о страждущих не ограничивалась монастырем. В лечебнице можно было встретить
больных женщин из России и даже из Сибири. А в дни эпидемий двери монастыря
открывались для всех нуждающихся в лечении. Когда началась эпидемия тифа,
в монастырской лечебнице открылось тифозное отделение на сто мест. А на
борьбу с чумой в Бомбей срочно был послан доктор Заболотный. Помогала матушка
бороться с чумой и в России.

Много внимания Александра Петровна уделяла духовной жизни
больных, считая, что в исцелении главную роль играет состояние души больного.
Она сочиняла листки религиозно- нравственного содержания и распространяла
их среди больных, следила, читают ли больные литературу из книжной лавки,
что была при больнице. Беседуя со своими подопечными, матушка пыталась
наполнить их жизнь высоким духовным смыслом.

«ВСЕМ — ВСЕ, СЕБЕ — НИЧЕГО»

Вся в делах и хлопотах, матушка совсем забывала о себе.
Часто случалось так, что и на еду у нее не оставалось времени, а уж об
отдыхе и говорить нечего. Все это не могло не отразиться на ее слабом организме,
что привело к тяжелому онкологическому заболеванию.

Перенеся несколько операций в собственной больнице, Александра
Петровна была вынуждена отлучаться для лечения за границу. Ее письма оттуда
наполнены заботой и тревогой за сестер и больных. В письмах она постоянно
спрашивает о состоянии больных, называя их поименно, дает советы, учит
сестер-монахинь, ободряет их ласковым словом. «Все близко моему сердцу,
— замечает матушка. — Всякое дыхание моих дорогих больных для меня интересно!»

Болезнь прогрессировала, но Александра Петровна, тяжело
страдая, с больными, опухшими ногами, не давала себе никаких поблажек,
ни минуты отдыха ни днем, ни ночью. «Я боюсь не смерти, но боюсь не успеть
сделать все то, что я должна сделать здесь, на земле», — говорила она.
«Всем — все, себе — ничего» — таким был главный принцип этой великой души.
Отдав на строительство монастыря, больниц и их содержание все свое состояние,
она отдала и всю свою щедрую душу и любящее сердце.

«Нужно уметь жить, носить в себе счастье, чтобы других
сделать счастливыми, — делилась с близкими Великая сестра милосердия. —
Нужно держаться за идею. Другой на моем месте считал бы себя самым несчастным
человеком, а между тем сколько счастья и блага в нашем деле служения церкви,
народу и страждущей братии!»

Еще 26 марта 1900 года Великая матушка приняла в больницу
трех больных, записав их данные в тетрадь, которая так и осталась лежать
на столе в ее келье, а 13 апреля, на Пасху, Александра Петровна отошла
в мир иной. Похоронена она там же, в столь любимом ею Покровском монастыре.

Закончим эту статью словами Великой подвижницы: «Нет выше
для меня счастья, чем доставлять людям счастье». В этом вся она.

Владимир ЗЕМИТАН, врач, Киев 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ