Окончание. Начало читайте «День», №195
Вышеприведенное не дает ответа на два вопроса. Первое — почему Владимир подчеркивал, что является советским служащим? Такое утверждение, как свидетельствуют другие аналогичные документы этого исторического периода, было необязательным. Второе — почему крестил дочь в церкви, если он советский служащий? Первое мотивировалось, возможно, страхом за свою жизнь. Но такое предположение не подтверждается фактами. Достаточно вспомнить, что большая часть студентов и преподавателей после падения УНР выехали из Каменец-Подольского в Прагу. Семья Свидзинских осталась на территории Советской Украины вопреки событиям в окружающем мире.
А они были не из веселых. Эйфории от советской власти быть не могло. Вокруг голодали выдающиеся и простые украинцы, о чем свидетельствуют анкеты преподавателей и сотрудников университета этого периода. С начала 20-х годов господствовал террор диктатуры пролетариата. Эти события особенно рельефно воссоздаются по документам вышеуказанного фонда Каменец-Подольского университета и фонда «Кам’янець-Подільська міська міліція», где по делу «Дело с секретными переписками в розыске разных лиц» есть следующий документ:
«У.С.С.Р.
Уездная
Чрезвычайная Комиссия
По борьбе с контрреволюцией
Спекуляцией, преступлениями по
Должности и бандитизмом
По Каменецк. Уездисполкома
12/VII 1921 г.
Сов. Секретно.
Начгормилиции
Информационно-Регистрационно- Статистическое Отделение Каменецкой Уездной Чрезвычайной Комиссии, просит принять срочные меры к розыску нижеуказанных лиц, обвиняющихся в различных преступлениях.(...).
19. Врублевського Георгия Петровича — бывшего повитового комиссара при Петлюре и Гетмане гр. Из. Г. Немирова Брацлавського узда.
Основание: Отношение Подгубчека №12689 от 24 июня. Карточка — формуляр №4302.(...).
21. Шильманович — бывший петлюровский министр просвещения, по имеющимся сведениям он служит в одном из Каменец-Подольских Совучреждений.
Основание: Отношение Начпограничного Особотдела №5 №4582 от 26 июня. Карточка-формуляр.
Передуездчека
Начинформрегистрстатистотдела
Зав. Столом розыска».
Конечно, невозможно утверждать, что Владимир Свидзинский был лично знаком с этими и многими другими людьми, которые погибли под лавиной террора первых лет советской власти на Подолье, но он не мог не знать об их судьбе, не видеть событий, которые проходили в окружающем мире.
По делу с секретной перепиской о розыске различных лиц есть документы, которые говорят о глобальных масштабах поиска врагов в Советском государстве:
«У.С.С.Р.
Всеукраинская Чрезвычайная Комиссия По борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности 1921 год
Харьков.
Мироносицкая площадь
№6
Всем Губчека, Обласной Крымчека, ДТЧК, Особотделам округов охраны границ. Уголовным розыскам и копия ВЧК. Оперативный отдел ВУЧК, сообщая о лицах, причастных к разного рода преступлениям, предлагает немедленно принять меры к их розыску, аресту и доставлению заинтересованному учреждению с уведомлением ВУЧК».
Упомянутые события не могли проходить мимо сознания писателя, не отражаясь в нем. Работа в архивном учреждении, которую Владимир получил по согласию научных учреждений без согласования с ВУЧК, делала его положение в новой социальной ситуации неуверенным. Стоит напомнить, что Владимир и его жена Зинаида происходили из семей священников, в которых родители позволили детям вопреки традициям идти в жизни собственным путем, о чем подтверждают документы фонда «Подільска духовна консисторія», в частности дела «Послужные списки священно- и церковнослужителей Подольской епархии. 1912 год», в которой так рассказывается о семье жены поэта:
«Ведомость о церкви Каменец-Подольского тюремного замка
Настоятель церкви священник Иосиф Иулианович Сулковский, 57 лет.
Дети: 1. Борис. Род 30 апр. 1881 г. Ныне штабс-капитан 34 пехотного Севрского полка, продолжает военное образование в Императорской Николаевской Военной Академии Генерального Штаба. Женат.
2. Василий. Род. 5 февр. 1883 г. Окончил курс наук Казанского университета. Женат. Состоит на службе в акцизном ведомстве.
3. Евгений. Род. 5 февр. 1883 г. Состоит учителем одноклассной церковно- приходской школы в Микше Китайгородской. Женат.
4. Николай. Род. 29 апр. 1890 г. Состоит помощником землемера при землеустроительной комиссии.
5. Зинаида. Род . 21 апр. 1885 г. Окончила образование на Высших женских курсах в Москве. Состоит учительницей мужской гимназии в г. Алешках Таврической губернии.
6. Вера. Род. 24 августа 1887 г. Окончила курс наук женской Мариинской гимназии».
Жена писателя была нерядовой личностью. По обнаруженному нами документу, в восемнадцать лет она уже работала помощницей учительницы в Каменец-Подольськом женском училище. Среди братьев Владимира также не было последователей родительской профессии. Поэтому, учитывая происхождение Владимира и Зинаиды, мы, конечно, в определенной мере, можем понять, что они ощущали, живя в Каменец-Подольском в начале 20-х годов, когда вокруг них разрушался мир их детства и юности, мир понятных ценностей. Документы указанного выше фонда «Кам’янець-Подільська міська міліція» рассказывают как о гибели людей, так и о разрушении святынь, которые принадлежали всем без исключения религиям. Но, безусловно, особое впечатление на семью произвело разрушение церкви тюремного замка в декабре 1921 года, в которой много лет был священником отец Зинаиды.
На наш взгляд, Владимир и Зинаида остались в Украине сознательно, они сделали свой выбор. А времена были тяжелые. Подолье уже в начале 20-х годов ощущало горе и страдание украинского народа. Приняли ли они советскую власть? Отстранились ли от общественно-исторических событий? Нужно учитывать фактор реального времени, ведь, когда человек живет в водовороте событий, у него есть выбор только в некоторой степени. Он не может выйти из хода времени, хотя он ему и не нравится, и «пересесть» в другой, более комфортный. Люди обречены пережить определенное время, пройти через определенные события. Так произошло с В. Свидзинским.
Жизнь Владимира пронизывали глобальные изменения от рождения. Отец его родился еще во времена крепостничества. Православные священники и церковнослужители были защищены юридически в царской России, они были более или менее богатыми, но свободными всегда. Декларируемые с амвона слова о глобальном равенстве человечества не действовали за церковным порогом. А потом произошел переворот в сознании, вызванный реформами, которые проводились в России с начала 60-х годов ХIХ в. Крестьяне получили волю и право иметь землю в частной собственности. Массовый процесс покупки земли в западных губерниях России, к которым принадлежала и Подольская, пришелся на детство старших братьев Георгия, Владимира и Вадима Свидзинских. Через год после окончания Владимиром обучения в семинарии происходит следующее событие, которое изменило лицо окружающего мира — революция 1905 года. Общеизвестны ее последствия для империи, поэтому и в сознании двадцатилетнего человека она оставила глубокий след. Потом 1917 год — следующая революция, во время которой Владимиру уже тридцать два года. Он воспринимает ее как сформировавшаяся личность, оценивая с позиций собственного жизненного опыта. Кроме этих событий, Владимир был современником трех войн: русско-японской, первой мировой и гражданской.
В то же время (за плечами страшный опыт жизни начала ХХ в.). В. Свидзинский издает сборник «Ліричні поезії» (1922), который был отмечен критиками и получил как одобрительные, так и критические замечания. Что это — оптимистическая трагедия Владимира Свидзинского? Пережить это трудное время писатель смог благодаря жене. Не случайно творчество поэта условно можно разделить на два больших периода — до и после ее смерти.
Так не стоит ли смотреть на его творчество как на отражение целостности окружающего мира? Гений тем и отличается от обыкновенного графомана, что поднимается в своем творчестве к глобальным обобщениям, в то же время оставляя нам возможность искать в его произведениях созвучность с теми или иными конкретными событиями в его и нашей жизни.