Создавая полную биографию Владимира Свидзинского, исследователь, прежде всего, должен определиться с вопросом о ее параметрах, о сущностной основе личности поэта.
Важно также определиться с гранью морального выбора: с одной стороны, не создать иконы, символа, за которым не будут просматриваться черты живого человека, с другой — не замкнуться на мелких поступках, даже ошибках, которые есть в жизни каждого человека. Кроме общего кодекса добра, сформулированного в Божьих заповедях, есть еще и простое добро человеческих сердец, а они не всегда совпадают. Особенно яркими отличия становятся, когда примером служит судьба человека, который вынужден был пройти через две войны и две революции, голод и репрессии, издевательство интеллектуальное и моральное. Такой и была судьба В. Свидзинского.
Осмысливать творческий путь поэта нужно от солнечных стихотворений начала двадцатых годов, осененных личным счастьем. Их не смогли затенить ни революция, ни война, ни голод и страшная нищета. Ярким примером может служить стихотворение «Вітер», которое вошло в сборник «Ліричні поезії», изданной в 1922 г.
Вітер
Тече берізка
Тремтячим блисокм,
За буйним вітром
Простягши гілля;
Могучі клени
Свій шум зелений
Бурхливо клонять
На свіже зілля.
А буйне збіжжя
Аж до обніжжя
Горбів далеких
Кипить розливно,
І все, здається,
Біжить, сміється
У слід блакитний
За днем поривним.
В процессе анализа творчества писателя встает вопрос, что для нас более значимо — социальная ориентация или художественная ценность. Художник как каждый простой человек в течение жизни переживает внутреннюю эволюцию. Владимир Свидзинский (правописание фамилии согласно автографу писателя 1918 года), которому пришлось жить на рубеже эпох, вынужден был переживать внутренние изменения постоянно. Взаимодействие, взаимопроникновение или противодействие, оппозиция характеризуют взаимные отношения с временем Владимира Свидзинского?
В 1918 г. Владимир Свидзинский, живя и работая в Каменец-Подольском, был открыт социальным переменам в жизни. Подтверждением этого может быть стихотворение, обнаруженное нами во время поисковой работы в газете «Життя Поділля», которая считалась независимой и демократической, в №9 от 26 декабря 1918 г.
Вже близько день. Сховався місяць
Здрігнувсь жахливий сон.
Краса небес, провісник сходу,
Палає Оріон.
Боєць потужний, над землею
Простяг він ясний меч:
Загин усім, хто ворог дневі,
Кому жадана ніч.
Нове життя в бою спалахне,
Жертов воно жада,
Лиш блисне промінь, — кров гаряча,
Поллється як вода.
Тоді лиш, визволення з пітьми,
Обмитая в крові,
Зростить земля і цвіт незнаний
І дасть плоди нові...
Але поволі гаснуть зорі;
Золотистий світ замрів
На краї неба тихий вітер
Дерева розбудив.
Погас і Оріон могутній
В уборі бойовім.
Одна лишень зоря сіяє
На небі голубім.
О ні, не буде кар і помсти
І не проллється кров:
В очах зірниці світової
Любов, одна любов!
«25 липня 1921 року
жіночий
Мирослава Свідзінська
Володимир Свідзінський
радянський служачий
Зінаїда Свідзінська
учителька
м. Кам’янець-Подільський,
Пушкінська вул., дім 19
батькові 33 матері 35
перша.
В эти годы происходят фундаментальные изменения в государстве. Каменец-Подольский на короткое время становится столицей независимой Украины, здесь работают правительство и центральные государственные учреждения, для Владимира Свидзинского эти события совпадают с временем его учебы в Каменец-Подольском — украинском университете.
Записи в зачетной книжке В. Свидзинского позволяют сделать вывод, что его образовательные ориентиры и научные интересы были связаны с Украиной, ее историей и культурой. Кроме того, большое значение для мировосприятия Владимира имела религиозная, а именно — православная среда, истоки чего, безусловно, следует искать в детских годах, проведенных среди сельского русско-православного духовенства. Он также был человеком европейской ориентации и среди всех вопросов, связанных с европейской историей, его больше всего интересовали исторические перекрестки, связанные с изменениями в жизни ведущих европейских государств. Как человек, всю жизнь которого сопровождали социальные катаклизмы, Владимир интересуется процессами истории других стран, которые были аналогичны по последствиям тем, которые сопровождали его собственную жизнь.
Учась в университете вольнослушателем, В. Свидзинский 10 января 1921 года обращается в отдел внешкольного образования с просьбой назначить его на должность архивариуса.
Владимир Свидзинский был первым архивным работником новой исторической эпохи. Работая с одним помощником, он сумел собрать и перевезти в одно хранилище бесценную коллекцию документов, которая охватывала историю Подолья за несколько предыдущих веков. В 1922 году научно-исследовательская кафедра истории и экономики Подолья привлекла В. Свидзинского к выявлению в Каменецком архиве и музее графического материала подольских униатских метрик, рукописных книг, древних книг. А 10 января 1923 г. В. Свидзинский назначен секретарем архивного управления.
Печатаются несколько выпусков издания униатских «Метрик XVIII ст.», которые литографировались в мастерской Каменец- Подольского художественно-промышленного техникума им. Сковороды под руководством В. Гагенмейстера.
16 апреля того же года Свидзинский стал аспирантом научно-исследовательской кафедры истории и экономики Подолья.
«Спис аспірантів Науково-Дослідної
Кафедри Історії та Економіки Поділля
Свідзінський фах історія».
Точно неизвестна тема научной работы поэта, но, на наш взгляд, правомерным будет предположение, что именно история развития и распространения унии православной и католической церквей на Подолье могла интересовать его, и как история собственной семьи. Известно, что после присоединения Подолья к Российской империи в конце XVIII века верующие греко-католической церкви принудительно переводились в православие. Происходя из древнего священнического рода, Владимир мог проявить и личную заинтересованность, зная, что священники часто вынуждены были принимать православие, склоняясь перед угрозой наказания для них и их семей.
Осенью 1923 г. архивный комитет ликвидирован, создано уездное архивное управление. В семье Свидзинского ухудшается материальное положение. Но, несмотря на это, он стремится продолжать научную деятельность, которая подтверждается архивными документами. Например:
«Протокол
Засідання Комісії по перерегестрації аспірантів Науково-Дослідної катедри
по історії та Економіці Поділля
при Інституті Народної Освіти
від 3/ХII 1923 року
Розглянувши особисті картки й персональний склад катедри, Комісія про перерегестрацію Ухвалила:
9. Свідзінський Характеристику керівника Катедри по п. 29 Особ. Картки підтвердити.
Просити науковий к-т про залишення Свідзінського аспірантом при катедрі.
Уповноважений Наукового Комітету Заклинський Інспектор Профосвіти Кобзар Представник Комгуртка Зощенко».
В. Свидзинский продолжал работать на научно-исследовательской кафедре до середины 1925 г.
Окончание читайте в следующем выпуске страницы «Украина Incognita»