Далеко не каждому деятелю культуры суждено стать выразителем настроений своего времени, его «визитной карточкой». Наряду с Дмитрием Бортнянским, о жизненном пути которого уже рассказывалось на странице «Украина Incognita» («День» №3, 5.01.2001 г.), и Артемием Веделем, Максим Созонтович Березовский (1745–1777) вошел в историю украинской музыки как яркий представитель бурной, переломной для всей мировой культуры эпохи, знаменовавшей собой переход от барокко к классицизму. В масштабах украинской культуры фигура Березовского вполне сопоставима с феноменом Моцарта в западноевропейском искусстве.
Биография Максима Березовского, если ее сравнивать с жизнеописаниями других украинских композиторов ХVIII века, содержит едва ли не наибольшее количество неясных и запутанных сведений. Созданию покрытого флером романтики образа композитора во многом способствовала повесть известного русского писателя ХIХ века Нестора Кукольника «Максим Созонтович Березовский». Многие позднейшие биографы композитора в своих работах опирались именно на этот наполовину беллетристический источник, рассказывающий о национальной и социальной трагедии не признанного на родине гениального самородка.
В отношении Березовского даже привычные биографические сведения нуждаются в объяснениях, оговорках, уточнениях. О его происхождении можно лишь строить предположения. Считается, что Березовский родился 16 октября 1745 года Местом рождения называют Глухов. Скорее всего, начальное музыкальное образование будущий композитор получил в Глуховской музыкальной школе, основанной в 1730 году и готовившей профессиональные кадры для Санкт-Петербургской Придворной певческой капеллы. По характеру музыкально-педагогической деятельности это была школа искусств — первая и единственная на то время в Российской империи. В отроческие годы будущий композитор якобы учился в Киевской духовной семинарии. На данный факт впервые указал в своей повести Н. Кукольник, так что к этой информации следует относиться с большой осторожностью. Как видим, никаких более или менее определенных сведений о детстве и юности Березовского не имеется. Однако бесспорно одно: он получил весьма приличное музыкальное образование, ибо его дальнейшая судьба связана с Санкт-Петербургом и Придворной певческой капеллой.
В то время в Капелле работало несколько выдающихся украинских музыкантов, в первую очередь, М. Полторацкий, певец-баритон, дирижер Капеллы, друг и учитель Березовского; певец и гуслист В. Прутовский, один из первых украинских этнографов. Членом капеллы был и граф Алексей Разумовский, будущий фаворит и муж императрицы Елизаветы Петровны. Брат Алексея, Кирилл Разумовский (в недалеком будущем — гетман Украины), был большим любителем музыки, меценатом и, по свидетельству современников, всемерно поддерживал своих земляков при дворе. Существует версия, что Березовского привез в Санкт-Петербург именно Кирилл Разумовский. Как бы там ни было, но с 50-х годов XVIII в. имя Максима Березовского фигурирует в списке «музыкантов Его высочества Петра Федоровича».
Великий князь Петр Федорович, в 1762 году ставший императором (Петр III), получил в подарок от своей тети, сиятельной императрицы Елизаветы, бывшее меншиковское имение Ораниенбаум. Кроме общеизвестной любви ко всему прусскому, Петр Федорович горячо любил музыку и неплохо играл на скрипке. Возле своего дворца в Ораниенбауме он повелел выстроить «Оперный дом», куда для постановок сверхмодных тогда итальянских опер приглашались известные певцы из Италии. Репертуар театра подбирался в соответствии со вкусами елизаветинского двора, музыкальным фаворитом которого в то время был итальянский композитор Ф. Арайя. Именно в его опере «Александр в Индии» впервые блеснул в качестве оперного певца (тенор) 14-летний Максим Березовский. Нам известны две оперные постановки с его участием: упомянутая опера Арайи и спектакль еще одного «итальянца в России» В. Манфредини — «Узнанная Семирамида». В обеих постановках Березовский оказался не только единственным представителем сильного пола, но и единственным отечественным певцом.
С 1762 года началась полоса испытаний для М. Березовского. Умерла императрица Елизавета, довольно благосклонно относившаяся к музыкантам. Ненамного пережил ее Петр III — после государственного переворота и убийства мужа к власти пришла Екатерина II; был упразднен гетманат в Украине. Наступила эпоха экс-принцессы из крошечного Ангальт- Цербстского княжества, которая, мягко говоря, прохладно относилась к музыке, не упуская, однако, случая «полакомиться» известными на всю Европу музыкантами. Императрица не просто не любила музыку, но зачастую откровенно над ней издевалась. Есть сведения, что Екатерина, заставляя одну из своих фрейлин играть на клавесине, изображала «пение», немилосердно при этом фальшивя.
Все эти обстоятельства отразились на исполнительской карьере Березовского. А уже с середины 60-х он — признанный мастер композиции, вызывающий своими произведениями восхищение знатоков и двора. Первое авторитетное свидетельство о творчестве Березовского находим в книге академика Якоба фон Штелина «Известия о музыке в России». Он пишет, что, кроме успехов опер итальянца Галуппи, в России популярны хоровые произведения «малороссийских композиторов», среди которых «выдвинулся ныне состоящий придворным камерным музыкантом Максим Березовский, обладающий большим дарованием, вкусом и искусством в композициях церковных произведений изящного стиля». В этот период был написан хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» — произведение, которое стало ассоциироваться с именем композитора. Вскоре Березовский становится придворным капельмейстером, однако его положение было очень шатким. Он понимал, что существует единственный путь — завоевать признание в Европе.
В 1765 г. Березовский выехал в Италию и направился в Болонью, где в то время процветала Филармоническая академия и ее идейный вдохновитель — падре Джованни Баттиста Мартини. Основанная в 1666 году, Академия была не столько учебным, сколько аттестационным заведением. Позднее она превратилась в один из крупнейших европейских центров музыкального образования. Титул члена Болонской академии был весьма почетным как для итальянцев, так и для иностранных композиторов. Высшее звание Академии — «академик композиции» — давало право на должность капельмейстера без дополнительных испытаний и открывало путь к широкому признанию в Старом Свете. Гордостью, лицом и символом Академии был падре Мартини, францисканский монах, посвятивший свою жизнь истории и теории музыки. Он был в курсе мировой музыкальной жизни, лично знал многих композиторов и исполнителей, сам писал музыку, вел обширнейшую переписку, занимался педагогической деятельностью: почти все члены Академии — его ученики. Самый знаменитый из них — гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, ставший членом Болонской академии в 14 лет!
Приехав в Болонью, Березовский сразу обратился к падре Мартини и вскоре стал его учеником. Результатом обучения было принятие Березовского в члены Академии 15 мая 1771 года. Н. Кукольник пишет, что Березовский сдавал экзамен вместе с В.-А. Моцартом. Однако это не так. «Собратом» Березовского был известнейший в свое время, а ныне незаслуженно забытый чешский оперный композитор Йозеф Мысливечек. Думается, именно общение с Мысливечеком побудило Березовского взяться впоследствии за создание оперы. Экзаменационные работы Березовского — «черновик» и «чистовик» — сохранились в архиве Академии. Это единственные дошедшие до нас ноты Березовского, написанные его собственной рукой.
После сдачи экзамена композитор покинул Болонью и отправился в путешествие по Италии. На рукописях различных его произведений находим дату и место их создания. Так, обнаруженная только в ХХ веке Соната для скрипки и чембало датирована 1772 г. с указанием места написания — Пиза, а единственную известную нам оперу «Демофонт» композитор написал в 1773 г. в Ливорно, специально для карнавала. Дошедшие до нас четыре номера из этой оперы свидетельствуют о незаурядном композиторском таланте Березовского.
В это время Березовский знакомится с графом Алексеем Орловым, братом фаворита Екатерины II Григория Орлова. А. Орлов приветил даровитого соотечественника и частенько заказывал ему музыку. Деньги, получаемые от Орлова, были для Березовского, по сути, единственным средством к существованию. В 1775 году он выехал на родину на одном из кораблей эскадры Орлова.
Деятельность композитора в последние два года его жизни практически не отражена. Есть сведения, что по возвращении из Италии Березовский был причислен к Придворной певческой капелле «без определенного занятия». Можно предположить, что, как и до Италии, он работал с хором Придворной капеллы, писал хоровые сочинения.
22 марта 1777 году композитор по собственной воле ушел из жизни. Березовский — талантливейший украинский композитор ХVIII века — умер в расцвете лет в полном одиночестве и нищете. Его преждевременная смерть не вызвала никакого отклика в музыкальной среде, неоднократно использовавшей его талант, исполнительское мастерство и творчество.
Обстоятельства жизненного пути Максима Березовского вызывают множество вопросов. Когда и где он родился? В повести Кукольника указан только год рождения; позднее, скорее всего, к нему искусственно присоединили месяц, а затем и число. Почему композитор, сначала произведший фурор и позднее подтвердивший свое право на место в ряду великих музыкантов XVIII в., покончил с собой? Почему Березовский умер в полном одиночестве? Совсем недавно была обнаружена партитура Одиннадцатой (!) симфонии Березовского и есть указание на существование Тринадцатой. Найдем ли мы когда-нибудь другие его сочинения? Трагическая судьба прожившего немногим более тридцати лет композитора постигла и его творчество. Большая часть его сочинений, скорее всего, безвозвратно утеряна, сохранившиеся — рассеяны по библиотекам разных городов и даже стран мира. Не сохранились его аутентичные изображения. Ряд сочинений композитора, известных его современникам, невозможно восстановить. В 1995 году в Украине широко отмечалось 250-летие со дня рождения Максима Березовского. Прошли многочисленные концерты, посвященные его творчеству, в Глухове установлен памятник композитору.
Творить на стыке времен — нелегкий труд, особенно для деятельной и творческой личности, вечно ищущей, вечно жаждущей создавать и не удовлетворяющейся созданным. Именно таким навсегда останется для нас Максим Созонтович Березовский — великий украинский композитор, так и не сказавший своего последнего слова.