Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Загадка, которой шесть тысяч лет

21 марта, 2003 - 00:00

Есть в Украине места, где, кажется, открываются врата седой старины: улицы исконного Киева или Чернигова, остатки когда- то мощных крепостных каменных стен, половецкие «бабы», молчаливые степные курганы, древние поселения... Щедрая и богатая земля приоткрывает завесу над своими тайнами. Сегодняшний рассказ — об уникальном памятнике, который уже много лет является эталоном загадочного культурно-археологического явления — Триполья.

В тихом уголке украинской степи на высоком берегу живописной Синюхи стоит небольшое село Владимировка, что в Новоархангельском районе Кировоградской области. Обычное село, омытое утренней росой, уставшее за длинный трудовой день, утихает под вечер, прислушиваясь к удивительным повествованиям старожилов о местных сокровищах. И кто знает, с каких пор натруженные руки пахаря или маленькие детские ладошки поднимали с жирной плодородной пашни то удивительные глиняные женские фигурки, то обломки посуды, но какого-то чудного — ярко разрисованного, украшенного узорами. А то зацепит лемех большой фрагмент обожженной глины, более крепкий, чем кирпич. Какие только легенды не рассказывали о тех людях, которые жили здесь давным-давно, пахали эту степь, лепили причудливую посуду.

В последний перед страшной войной 1940 год прибыла во Владимировку археологическая экспедиция. Ее руководитель Татьяна Сергеевна Пассек уже имела опыт исследования подобных памятников. И все же она была поражена увиденным. На площади 72 гектара протянулось древнее поселение IV—III тысячелетий до нашей эры. Было открыто 150 жилищ. По трипольской традиции здания располагались по кругу от какого-то невидимого центра, оставляя свободной большую площадь. И таких кругов или овалов было несколько. Дома были глинобитные, прямоугольной формы, площадью 2 . Здесь проживало несколько семей, поэтому дом был разделен на 2—4 комнаты, в каждой из которых имелась печь.

На раскопки приходили сельчане, наблюдали за работой, брались помогать. Удивлению стариков не было предела, когда археологи объяснили, как за грудой завалов обожженной глины различать детали сооружений: не может быть, чтобы так давно строили по тем же правилам, которые использовались еще совсем недавно при строительстве сельских хат. Основной строительный материал — глина и дерево. В основание дома закладывались расколотые деревянные плахи, а сверху — глиняная подушка из грудок глины с примесями соломы. Пол хорошо заглаживался, а сверху раскладывались костры, которые обжигали его до оранжево-красного цвета. Понимали древние мастера, что только таким образом можно защитить здание от разрушающей влаги. Из этой же глины сделана и печь, а рядом — лежанка.

Для трипольцев дом — не просто жилище, это — собственный мир, убежище, космос, храм. Во Владимировке были впервые найдены особые крестовидные жертвенники. Они также сделаны из глины, расположены прямо на полу, но всегда возвышаются над ним. Сделаны очень тщательно, иногда орнаментированы концентрическими кругами и всегда ориентированы точно по сторонам света. Это исключительные находки. Они указывают на далекие юго-западные связи трипольской культуры. Подобные, но каменные, жертвенники были открыты во время раскопок памятников минойской культуры на острове Крит известным английским археологом Эвансом в слоях, которые датируются серединой III тысячелетия до н.э.

Рядом с большими глинобитными домами на участке, который ближе всего подступал к реке, археологи натолкнулись на совсем другой объект — землянку. «Неужели здесь тоже жили люди?» — удивлялись свидетели. В подтверждение этого археологи вынимают из земли фрагменты керамических посудин с черной росписью, каменные зернотерки, кремневые орудия (ножи, скребки) и несколько мотыг из рога оленя. На дне землянки тщательно расчищены три кострища, обложенные камнями. И вдруг — осторожные движения щеточкой, нож, словно скальпель, снимает почву по песчинке. Вот оно — диво дивное, прекрасная находка — фрагмент глиняной женской статуэтки.

Сколько лет известны трипольские памятники, а все же исследователи не могут реконструировать внешний вид трипольцев. Что это были за люди, к какому антропологическому типу, к какой расе принадлежали? Были ли они коренными обитателями нашей степи или пришли издалека? Каждая находка трипольской статуэтки считается ценнее целого сокровища. Внимательно всматривается исследователь в черты лица, отыскивает аналогии. На кого похоже это удлиненное лицо с сильно выступающим с горбинкой носом, который непосредственно переходит в низкий лоб? Намечены глаза, рот, рельефно вылеплены уши, проколотые насквозь, обнаженная грудь. На правой щеке — две черных линии, возможно, татуировка. Рельефными линиями и черной росписью изображены длинные, распущенные волосы, отброшенные назад и перехваченные на спине тяжелым узлом.

Трипольские статуэтки, преимущественно женские, попадаются довольно часто. За годы исследований их накоплено уже тысячи, и все же, вокруг них идут споры, выдвигаются разнообразные предположения, а значит, остается загадка, разгадать которую пока что не может никто. Глиняные «мадонны» — творение рук человеческих, фантазии и сердца — не одни в степном Поднепровье. Подобные найдены в Подунавье, на Балканах и, даже, в легендарной Трое. Какой же смысл вкладывал мастер в свое изделие, с кого лепил этот «первобытный идеал красоты»? То ли это абстрактное женское начало, то ли идол, символ плодородия, благосостояния, а может обычные детские игрушки, изготовленные с любовью и нежностью для малыша? Раскопки на других трипольских памятках частично дают ответ на этот вопрос. Глиняные фигурки были найдены около печи на специальном возвышении; их культовое назначение как оберега, хранителя домашнего очага, защитника уже не вызывает сомнений. Обратим внимание, что эта функция возлагалась на женщину, как родоначальницу всего живого, как дающую жизнь и добро, и защиту.

Первые исследования во Владимировке дали уникальный материал, но вместе с тем породили и массу вопросов. В первый же послевоенный год Трипольская экспедиция продолжила раскопки. Война прошлась не только по жизням и душам людей, она уничтожала и сокровища нашей истории. Оказалось, что вся территория трипольского поселения была перерезана широким рвом, который разрушил не один десяток жилищ. Надеясь на новые открытия, археологи приступили к работе, и интересные находки не заставили себя ждать. На известных трипольских памятниках очень редко находили остатки стен и, как правило, в очень разрушенном состоянии. В одном из жилищ была открыта часть завала стены, что и позволило реконструировать ее вид. Она делалась из нетолстых деревянных кольев, которые густо оплетались лозой. Потом эдакий «плетень» обмазывали глиной и обжигали. Стена была прочной, хорошо держала тепло, не пропускала влагу.

Представление о настоящем виде трипольских домов дают находки глиняных моделей жилищ, которые изредка попадались на других памятниках. Оказывается, что и здесь, во Владимировке, еще до войны была случайно найдена подобная модель. Она пролежала в земле не меньше пяти тысячелетий, была уже давно разбита и вся заплыла известковой коркой. Не один день трудились над находкой опытные реставраторы, осторожно освобождая, словно от скорлупы розово-бежевую поверхность глиняного домика на высоких ножках. Уникальность находки заключалась в том, что вся ее поверхность была украшена трехцветной росписью: белые, красные, черные линии покрывали стены, пол, порог.

В 1947 году в одном из откопанных домов нашли еще один жертвенник, но уже другого вида — четырехугольное возвышение, выложенное обожженными глиняными плитками. Это особое культовое место в доме, где проводили жертвоприношения и другие культово-магические обряды. И снова, практически в каждом доме — женские глиняные статуэтки, довольно реалистичные или только схематически изображенные, украшенные росписями или рельефными линиями. А больше всего, как и раньше, находок фрагментов керамики. Это не просто посуда, это — поэма в глине. Сделанные тонко-тонко, из хорошо отмытой глины, они поражают воображение своими неповторимыми росписями красной, черной, белой краской по желтому полю, а иногда украшенные изысканной гравировкой: спирали, завитки, змеи, овалы, круги... Целый космос, закодированный на глиняной поверхности.

Количество найденных в 1946—1947 гг. зданий достигло 200. Никогда еще археологи не раскапывали такой величественный памятник. Шаг за шагом раскрывались здания, выяснялись детали домостроительства, изучалась хозяйственная деятельность, общественный строй и идеология трипольских племен. Постепенно возникала яркая картина жизни древних хлеборобов, которые в степном крае потом и кровью поднимали целину, строили, молились своим богам, любили, рожали детей и умирали, возвращаясь в лоно матери-земли.

Вот такая она, Владимировка. Т.С. Пассек назвала ее столицей Трипольского мира. Через много лет археологи открыли другие исполинские поселения — Тальянки, Майданецкое. Это настоящие протогорода, раскинувшиеся на площади 270—400 гектаров. Уже им приписывают роль столиц. Но Владимировка, которая принесла столько открытий и одновременно столько вопросов, не отступила на задний план, не утратила свое значение в изучении трипольской культуры, ее истоков и исторического наследия.

Стояла она на перекрестке путей, которые издревле вели с Поднепровья на юг к Черному морю и в Восточное Средиземноморье. Именно туда на далекий юг, на Ближний Восток, Малую Азию, Месопотамию и дальше, уходят культурные связи Триполья, истоки земледельческих традиций. Не утихают научные дискуссии вокруг этого феномена. Поражают грандиозные, просто безграничные просторы земледельческого мира, протянувшегося через всю Евразию до самого фантастически далекого Китая. И в этом культурно-историческом море украинская степь с ее неповторимым Трипольем — только островок, загадка, которая уже столько десятилетий волнует и не дает покоя.

Ирина КОЗЫР, кандидат исторических наук, доцент Кировоградского государственного педагогического университета имени В. Винниченко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ