Львовская галерея искусств начала реставрацию знаменитого Подгорецкого замка — произведения высокого искусства в стиле позднего ренессанса, который стоит на горе гряды Вороняков.
Построен замок по заказу коронного гетмана Станислава Конецпольского по проекту архитектора Андреа дель Аква на фундаментах старой крепости. Замок имеет форму квадрата с оборонными укреплениями с трех сторон, в середине которых находится величественный дворец, старейший в Украине и Восточной Европе. Вместе с замком был заложен итальянский террасовый парк.
Дворец имел интерьер, в создании которого участвовали немецкие, французские, итальянские мастера. Его просторные парадные залы имели названия: Золотой, Зеленый, Кармазиновый, Рыцарский, Зеркальный. Их название зависело в основном от цвета ценных турецких тканей, которыми были обшиты стены и мебель. Залы были украшены мраморными порталами и каминами, кафельными печами высокохудожественной работы, мастерски вырезанными деревянными плафонами, многочисленными картинами на библейскую и историческую тематику, портретами, ценными произведениями прикладного искусства, старинной редкой мебелью. По богатству и изысканности интерьера дворец был одним из самых интересных в Европе.
Вацлав Жевусский, который был владельцем замка в середине XVIII века, основал во дворце собрание ценных коллекций: произведений живописи, оружия, книг, мемориальных вещей польского короля Яна III Собесского и открыл театр. Особенно интересной была редкая коллекция оружия: холодного и огнестрельного, сабель, мечей, ятаганов, рыцарского обмундирования. В замке находилась большая библиотека и архив. По сути — это был первый в Украине дворцовый музей во второй половине XVIII в. Напротив дворца Вацлавом Жевусским был построен мемориальный костел, который входит в замковый ансамбль.
В начале XX в. владельцами Сангушками была проведена основательная реставрация дворца, и начал действовать в нем музей. В 1940 году замок передан Львовскому историческому музею. Замок подвергся значительным разрушениям и ограблениям во время Второй мировой войны. После войны художественные ценности были в значительной степени уничтожены советскими военнослужащими Золочевского гарнизона, оставшееся передано во львовские музеи, а в замке был устроен санаторий. В 1956 году был большой пожар, и от дворца остались голые стены. В 60-х годах здание было отреставрировано, однако ни плафоны, ни мраморные полы восстановить не удалось.
В 1997 году распоряжением Львовской облгосадминистрации замок передан Львовской галерее искусств. В прошлом году был создан благотворительный фонд возрождения Подгорецкого дворца, президентом которого избран директор галереи Борис Возницкий. Основная цель фонда — привлечение инвесторов, меценатов, фундаторов к сотрудничеству по реставрации дворца. Ведь в фондах галереи и Львовского исторического музея сохранилось 85 процентов произведений искусства из дворца, которые могут вернуться в обновленное здание, где планируется разместить музейно-культурный центр. В фонд уже перечислено свыше $7 тыс. от Министерства культуры и искусств. Эти средства планируется использовать на приобретение медной кровли дворца.
Сегодня идут реставрационные работы. Студенты университета «Львовская политехника» в сотрудничестве со студентами Венской политехники провели первый точный архитектурный обмер дворца с использованием новой техники. Сейчас производится расчистка залов от различных перестроек для предания им изначальной планировки.
Ренессансный замок в Свирже относится к самым красивым на Львовщине и находится в хорошем состоянии. Он построен на холме в живописной местности и почти окружен водами озер. Его светлое здание отражается в воде, красная черепица крыши ярко выделяется на фоне синего неба.
История замка малоисследованна. Первое упоминание о нем датируется 1484 годом, когда он был собственностью братьев Свиржских. На то время это было небольшое здание, имевшее сугубо оборонительный характер. Современное ренессансное сооружение построено в середине XVII в. галицким кастеляном, графом Александром Цетнером. До XIX в. замок был семейным гнездом Цетнеров. В XIX в. он менял владельцев, но сохранялся в целости. В XX в. особенно много для замка сделал граф Роберт Лямезан Салянс, владевший им с 1907 по 1930 годы. Благодаря его стараниям здание было отстроено. Со вкусом были украшены его интерьеры семейными портретами, ценной мебелью. Все работы были завершены как раз накануне Первой мировой войны. В 1914 году усадьба была подожжена российскими войсками и сгорела вместе с ценностями и библиотекой. От замка остались только стены. Однако после войны граф не оставил здание, а вновь начал реставрацию, которая продолжалась много лет. Во время Второй мировой войны замок был ограблен и частично разрушен.
Современная история замка тесно связана с именем Андрея Шуляра, заслуженного архитектора Украины, лауреата Государственной премии им. Т. Шевченко. Он предложил провести реставрацию Свиржского замка и использовать его под Дом творчества. Наверное, в Украине это единственная попытка использования замка по такому назначению. Прошло 20 лет с тех пор как началась реставрация здания.
Андрей Шуляр руководит работами, однако в связи с отсутствием должного финансирования реставрационные работы еще не закончены, и готовность объекта составляет 70 процентов. Для завершения работ необходимы значительные средства. Союз архитекторов обратился с ходатайством в Кабинет Министров и к Президенту Украины выделить средства из государственного бюджета на сохранение этого выдающегося памятника архитектуры. В 1997 году был создан совет меценатов, куда входят известные львовские фирмы, который обязался выделить средства на завершение ремонтно-реставрационных работ. Идет постоянный поиск отечественных и зарубежных инвесторов.
К средневековым замкам относится замок в Жовкве, который является составной частью города-крепости, построенного в конце XVI — начале XVII вв. выдающимся полководцем, коронным гетманом Станиславом Жолкевским, отец которого, тоже Станислав, был русинского происхождения, из галицкой шляхты. Впоследствии город с замком принадлежал Даниловичам, которые укрепляют замок и город, насыпают вокруг него валы. Их внук, польский король Ян Собесский III, выбирает Жовковский замок своей резиденцией и роскошно украшает его. Сохранилась инвентариция, составленная в XVII в., где описана каждая комната замка и вещи, которые в ней находились. В королевские времена замок и город переживают период своего наибольшего расцвета. Замок был также резиденцией российского царя Петра I во времена Северной войны со шведами. Находился здесь в то время Иван Мазепа.
В XVIII в., когда замок принадлежал литовским магнатам Радзивиллам, к дворцу была пристроена двухъярусная галерея. С XIX в. замок, как и весь город, начал приходить в упадок. Сейчас здание находится в непривлекательном, полуразрушенном состоянии, но уже началась подготовка к реставрационным работам и постепенно освобождаются помещения в замке. Разработана интересная программа реконструкции замка и создания в нем культурно-художественного комплекса. Во дворце должен работать музей, который будет отделом Львовской галереи искусств. Замковые помещения планируется использовать под камерные концертные залы, музей-кузницу, ресторан для туристов, каретный двор с конюшней, реставрационные мастерские. В замке будет открыт украинско-польский учебный центр для молодежи.
Замок является частью историко-архитектурного комплекса и решение проблем по его восстановлению идет вместе с реставрацией всего города-крепости. Директор историко-архитектурного заповедника Владимир Накопало и директор общественной организации «Свет культуры» Михаил Кубай разработали ряд программ регенерации этого «идеального города» эпохи Ренессанса под средства, которые должны быть получены от развития туризма, предпринимательства за счет вложенных инвестиций.
Есть уже надежда, что замки в Золочеве, Жовкве, Подгорцах, Свирже, которые взяты под опеку, будут со временем восстановлены и сохранены на будущее. Однако ряд других, например, в Старом Селе, Поморянах необходимо если уж не реставрировать, то хотя бы законсервировать их и обеспечить охрану. Еще в прошлом году в заброшенном Поморянском замке стояли кафельные печи, а сейчас их нет, и, как утверждают жители села, кирпич из здания машинами вывозят «честные» люди. Так что, как видим, сохранение памятников зависит не только от государственных мероприятий, но и от уровня культуры наших людей, часто безразличных к своей истории.
Необходимо прекратить разрушение наших средневековых замков, являющихся выдающимися памятниками европейской цивилизации, ведь их сохранение может содействовать возвращению Украины в европейское сообщество, к которому она всегда принадлежала.