Прошло150 лет со дня рождения выдающегося украинского ученого, историка, археолога, писателя Дмитрия Яворницкого. На протяжение 50 лет неутомимых исследований ученый опубликовал более 200 научных трудов, посвященных, главным образом, истории Украины (за что его преследовала как царская, так и советская власть). Особенно привлекала историка тема запорожского козачества, которой он занимался всю жизнь. Фундаментальная «Історія запорозьких козаків» Дмитрия Яворницкого — это настоящая энциклопедия, где представлены едва ли не все аспекты далекого от нас казацкого жития-бытия. Особенно привлекательным является то, что книга «населена» людьми — простыми казаками, писарями, старшиной, христианскими и нехристианскими соседями казаков. А также монахами и священниками, потому что, по словам Яворницкого, «ничто так не развивает в человеке религиозных чувств, как постоянная война».
В своей «Історії запорозьких козаків» Яворницкий подробно описывает одну из самых древних обителей казацкого степного левобережья — Самарский Пустынно-Николаевский мужской монастырь. Автор считает, что именно на месте будущего монастыря была возведена первая в запорожском левобережном крае церковь, а позже заложена первая монастырская школа. Основан монастырь 430 лет назад — в 1576 году, когда король Речи Посполитой Стефан Баторий подарил казакам земли на берегах реки Самары. Именно тогда, как гласит предание, на одном из уединенных и очень живописных островов славной реки Самары поселились два бродячих монаха. Когда казаки узнали о жизни монахов-отшельников, они взяли их под свою опеку — построили на острове деревянную церковь, а на случай вражеских набегов — небольшую крепость с подвалами и потайными ходами. При церкви разместили госпиталь для раненых и несколько жилых домов для больных, старых и обедневших запорожцев. Запорожский «вельможный Кош» также выделил нововыстроенной церкви «собственные грунты» — участки леса, пахотной земли и лугов.
Настоящей иерархии в новом монастыре, однако, не было до 1602 года, когда казаки вытребовали у Киевского Межигорского монастыря первого настоятеля — иеромонаха Паисия. Это был очень образованный монах, знаток Святого Письма, и к тому же — искусный целитель (лекарь), который мог и раны залечивать и болезни исцелять. А вскоре монастырь даже стал ставропигийным — перешел под омофор Царьгородского патриарха. Хотя практически всегда он находился под руководством Сечевого коша и считался «военным». Запорожцы очень гордились своим монастырем, называли его «Раем Божьим на земле, истинной Палестиной, новым Иерусалимом!». И на старости лет охотно селились вокруг монастыря в слободках.
В дальнейшие бурные времена Самарский монастырь пережил немало невзгод — его захватывали, оскверняли и разрушали поляки, русские, татары и турки. Лишь один пример. В 1688 году монастырь посетил русский князь Василий Голицын, фаворит царевны Софии; готовясь к войне с Крымом, он начал строить на монастырских землях многочисленные укрепления. Братия монастыря смело выступила против нарушения своих прав, которое закончилось трагически — русские войска «облегли великим облежанием» монастырь, схватили многих монахов и подвергли их жестоким пыткам. Монастырь пришел в упадок — монахи разбежались, кельи опустели, в церкви и часовнях не служили молебнов. Трудные времена переживал монастырь также после выступления Ивана Мазепы против царя Петра. Тогда запорожцы, переселяясь на турецкие земли, часть монастыря сожгли, а большую часть имущества забрали с собой (казацкое благочестие носило, очевидно, несколько ситуационный характер). Позже монастырь временно оказался на «турецкой территории» и стал пристанищем для татар во время их набегов на казацкие земли.
Восстановление Самарского монастыря началось в 1720 году, когда миргородским полковником стал Данила Апостол. Запорожский кош — пока он еще существовал — не жалел ничего для восстановления своей обители. Монастырю дарили земли, леса, озера, села; увеличивалось число братии, строились постоялые дворы для паломников, основывалась история монастыря. И в середине ХVIII ст. этот монастырь стал духовным центром всей северной окраины запорожского края. Сюда из далеких краев — с Дона — шли паломники, здесь коротала старость казацкая старшина и простые казаки.
Самарским монастырем, за время его существования, руководили многие яркие личности, например, Кирилл Тарловский, которого казаки прозвали «Диким попом». Родом он из дворянской семьи, учился в Киевской духовной академии, был священником Козелецкой церкви. В легенде говорится, что именно Тарловский тайно обвенчал в Козельце царицу Елизавету Петровну с Алексеем Разумовским — красивым голосистым юношей с хутора Лемеши (Черниговщина). Позже, скрываясь от возможного гнева царицы Екатерины II, Тарловский спрятался в самарских пущах и через короткое время стал главным священником сечевой Покровской церкви, а также основателем Самарского монастыря — в 1781 году он «собственными средствами» построил там новую каменную церковь. А в день храмового праздника Тарловский любил устраивать обеды «для всех» — расставлялись столы длиной в четыре версты, которые ломились от еды и напитков, а к ним приглашали всех прохожих и проезжих. Люди собирались изо всех сел нынешней Полтавской губернии. После обеда каждому давали алтын денег и руно овечьей шерсти. Долго помнили Дикого попа в тех краях и берегли его дом. Но на нашей земле время почему-то «косит» старину значительно тщательнее и быстрее, чем где-то еще.
Следующий упадок монастыря начался после ликвидации Запорожской сечи (1775) и экспроприации монастырских земель (1794) царицей Екатериной II. И в конце ХIХ в. в заброшенном монастыре проживало всего 3-4 старых монаха. Во времена советской власти Самарский монастырь был полностью упразднен — там размещались дом для инвалидов, приют для детей и тому подобное. В наши времена Самарский Пустынно-Николаевский мужской монастырь был восстановлен лишь в конце 90 х годов прошлого века. Сейчас в обители живут 12 монахов УПЦ МП.