Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Заветы Макиавелли современным политикам

28 мая, 1999 - 00:00

Уже в течение пятисот лет гражданин Флоренции Никколо Макиавелли (1469—1527) имеет очень плохую репутацию — его упрекают в цинизме, аморальности, неуважении к людям, особенно к политикам. Осуждать этого писателя стало хорошим тоном, признаком добропорядочности.

Плохой славой Макиавелли обязан написанным в изгнании книгам «Государь» и «Рассуждения», где автор излагает свои взгляды на тайные пружины управления государством, на то, какими должны быть правители, чтобы иметь успех. Макиавелли откровенно пишет, что успех для политика — это ни что иное, как достижение поставленной перед собой цели, не важно, хорошая она или плохая. Автора упомянутых книг традиционно обвиняют в безосновательной возмутительной клевете не только на государственных мужей, но и на политику как таковую. Очевидно потому, что Макиавелли осмелился описать истинное поведение людей при власти, а не то, как они должны вести себя. И уж совсем не то, как сами политики интерпретируют свои намерения и действия. На митингах или в мемуарах.

Вполне вероятно, что Макиавелли был не циником или сатириком, а только объективным проницательным ученым-наблюдателем современной ему общественной жизни. С микроскопом (тогда линзами) и скальпелем в руках. Немногочисленные защитники Макиавелли считают, что большинство патетических обвинений в его адрес — это возмущение лицемеров, которые творят зло, прикрывая его высокопарными словами. Людей, которые самым большим грехом считают искренность, откровенность.

Бертран Рассел, выдающийся ученый современности, справедливо считал, что «методы, о которых пишет Макиавелли, как будто взяты из политической жизни ХХ века». Вполне вероятно, что из политической жизни Украины. Возможно, что некоторые наши современные политики были объектами исследования флорентийского политолога и таким образом стали «соавторами» его циничных постулатов. Для подтверждения приведем несколько примеров из политической доктрины Никколо Макиавелли.

«Нужно уметь хорошо скрывать свой характер и обязательно овладеть мастерством притворяться и изображать. Люди столь простоваты и до такой степени готовы повиноваться минутной необходимости, что каждый желающий всегда найдет тех, кто позволяет себя обманывать».

«Рассудительный правитель не может и не должен быть верным своему обещанию, если это становится ему невыгодным или если исчезли те причины, которые заставили его дать слово. Если бы люди были честными, это был бы плохой совет. Но все они подвержены злу, склонны сознательно или бессознательно перейти на сторону тех, кто заслуживает не похвалы, а осуждения. Поэтому правитель не обязан быть верным людям».

«Напрасно идти к политической цели, используя такие средства, которые обречены на неудачу. Невзирая на то, какая цель избрана — добрая или злая. Это справедливо как для святых политиков, так и для грешных. Ведь святой, как и грешник, стремится к успеху».

«Для достижения политической цели всегда нужна сила. Если какая-то сторона побеждает, то это означает, что она имеет больше силы, а не больше права».

«Существуют периоды хаоса, в эти времена часто достигают успеха явные прохвосты. Тогда неизмеримо возрастает цинизм — люди не гнушаются ничем ради выгоды. Но даже в такие времена целесообразно изображать добропорядочность, обманывая ею простаков».

«Ради успеха политик обязательно и всегда должен изображать искреннюю набожность».

«Человек при власти, которая желает творить только добро, неминуемо погибнет среди толпы злых».

«Если внимательно присмотреться, то всегда можно увидеть, как часто то, что кажется добропорядочностью, приводит к гибели, а благодаря тому, что кажется пороком, можно достичь безопасности и благополучия».

«Политики станут лучше, если будут править людьми, уважающими добродетели, а не теми, которые безразличны к морали. Поведение политиков может улучшиться и тогда, когда все совершенные ими преступления немедленно становятся общеизвестными, когда людям не закрывают рты».

«Природе людей не достает гибкости... Они хотят жить день за днем и не верят, что может наступить то, чего до сих пор не было... Люди очень редко меняют своего мнения о ком-то, в частности о политиках».

«Лучше делать и каяться, чем не делать и каяться (Боккаччо)». Ведь действия порождают новые решения, которые в бездеятельности остались бы незамеченными».

«Если ты сам себе поможешь, тебе станут помогать все».

P.S. Очень хотелось бы знать, что думают о себе — в глубине бессмертной души и предельно откровенно — наши «макиавеллисты»?

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ