Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Жидовский курень» УГА

Воины-евреи в борьбе за Украинское государство
9 июля, 1996 - 18:49

В украинско-еврейских отношениях было много примеров как сотрудничества, так и недоразумений, которые запечатлелись в памяти народов и по сей день присутствуют в нашем восприятии. Но история «Жидовского куреня» Украинской Галицкой армии* даже спустя девяносто лет после его создания остается неизвестной, хотя именно на примере этой боевой формации стоит строить межнациональное взаимопонимание.

ФЕНОМЕН ГАЛИЦКОГО ЕВРЕЙСТВА

Когда речь заходит об историческом контексте украинско-еврейских отношений и их особенности на Галичине, то сразу стоит заметить, что на этой части украинских земель никогда не было такой эскалации конфликтов, которые происходили на Надднепрянщине во времена Хмельнитчины, Колиивщины или в начале ХХ века. И хотя при просвещенном абсолютизме Габсбургов евреи имели целый ряд ограничений, их жизнь выглядела куда лучше, чем их единоверцев по ту сторону восточной границы. Наконец, распространенный из латинского языка этноним «жид», который одинаково присутствовал как в Российской, так и Австро-Венгерской империи, в последней никогда не приобретал негативной окраски.

Уже во второй половине ХІХ века, львовянин, известный польский политический деятель Станислав Тарковский выразил мысль, что «еврей не может быть львовским архиепископом, потому что он еврей, но это не причина, чтобы он не мог быть львовским бургомистром». По статистике, перед Первой мировой войной во Львове евреи составляли 70% всех адвокатов города и 60% врачей, а в 1910 году 33% всех студентов Львовского университета составляли евреи. И это при том, что эта, третья по численности, национальная группа составляла всего 12 процентов населения Галичины.

Находясь под польским прессом, два порабощенных народа — украинцы и евреи — просто таки были обречены на сотрудничество, которое уже в ХХ веке материализовалось в виде депутатских мандатов в венском парламенте. Это стало возможным благодаря первым выборам в австрийский Государственный Совет, которые состоялись в 1907 году на основе общего избирательного права для мужской части населения. В городских избирательных округах украинцы отдали свои голоса за депутатов-сионистов, а в сельских — евреи голосовали за украинцев. Благодаря этому политическому пониманию евреи получили первых двух депутатов в парламенте.

Через десятилетие евреям придется определяться с политической поддержкой украинцев в их освободительной борьбе. Оба украинских государственных образования — УНР и ЗУНР- предусмотрели в своих конституциях широкую культурную автономию для еврейского сообщества, что дало основание известному еврейскому исследователю Шварцу утверждать: «Украина была первым государством мира, которое ввело экстерриториальную культурную автономию для национальных меньшинств». Правда, это не стало весомой причиной для евреев, чтобы формально поддержать украинцев в их борьбе с поляками в 1918—1919 годах. Официальной позицией евреев был нейтралитет, что, наконец, было для них частью политической традиции — веками находясь в изгнании, им легче было не вмешиваться в военно-политические конфликты других народностей.

БОЕВОЙ ПУТЬ «ЖИДОВСКОГО КУРЕНЯ»

Ситуация приобрела другой оттенок после захвата поляками Львова в ноябре 1918 года. За три дня — 21—24 ноября поляки совершили погромы, в которых погибло 150 евреев и пострадало около семи тысяч семей. Огласка, которую получили эти события, заставила польскую власть провести расследование, но в конечном варианте вся вина за погромы была переложена на городское дно. Причиной погромов была, несмотря на провозглашенный нейтралитет, моральная поддержка украинцев еврейским населением. Кровавые ноябрьские события в Львове побуждали евреев в ряде городов создать отряды милиции, назначением которых была самооборона от любых этнических или военных посягательств. В частности, такая милицейская формация была основана в Тернополе в ноябре 1918 года бывшим поручиком австрийского пехотного полка Соломоном Ляйнбергом. И когда 16 июня 1919 года украинцы отбили у поляков Тернополь, по согласованию с исполнительным комитетом евреев Тернополя — «Жидовским национальным советом» Соломон Ляйнберг обратился к полковнику Украинской Галицкой армии Осипу Микитке с предложением присоединиться к рядам УГА. Так появился «Пробоевой курень I Корпуса Галицкой армии», который стал более известен под названием «Жидовский курень» УГА. За очень короткое время «Жидовский курень» насчитывал 1200 воинов-евреев, которые добровольно заявили о своем желании воевать за Украинское государство, что само по себе является феноменом, который можно приравнять к Еврейскому легиону, который во время Первой мировой войны на стороне Великобритании воевал в Палестине. Правда, воины «Жидовского куреня» воевали за Украину, в то время как воины Еврейского легиона боролись за собственные национальные интересы. «Жидовский курень» получил название «пробоевого», т.е. «ударного», что свидетельствовало об его боевых свойствах и привлечении к важнейшим боевым действиям. Так, сначала куреню пришлось прикрывать отступление УГА на линии Тернополь — Пидволочиск. Позже, перейдя Збруч, «Жидовский курень» принимал участие в боях против большевиков и через Проскуров, Винницу и Бердичев дошел вплоть до окраины Киева — Святошино. Учитывая, что «Пробоевой курень I Корпуса Галицкой армии» прославился своей отвагой и успехами в боях, всюду, где он проходил УГА имела поддержку еврейского населения. А в Бердичеве Соломону Ляйнбергу даже разрешили провести мобилизацию добровольцев. Но ни добрая слава куреня, ни дополнительная мобилизация не смогли уберечь бойцов от тифа, который забрал две трети личного состава Пробоевого куреня. По-разному сложилась и судьба воинов, которые спаслись от тифа. Часть из них через Одессу переправилась воевать в Палестину, другие же остались на Надднепрянщине или же вернулись на Галичину. Среди последних был и Соломон Ляйнберг. Есть веские основания считать, что его замучили поляки в Тернополе, в 1920 году.

ЕВРЕИ В БОЕВЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ УГА

«Жидовский курень» был не единственной еврейской формацией, которая воевала в составе Галицкой армии. Это тем более интересно, что украинцы из уважения к нейтралитету, провозглашенному евреями, не мобилизовывали представителей национальных меньшинств в регулярную армию, каковой была УГА. Зато поляки печально прославились еще с первых дней украинско-польской войны, когда насильственно рекрутировали евреев в армию. Это заставило «Комитет еврейской безопасности» еще 14 ноября 1918 года обратиться к мировой общественности с протестом против таких действий польской власти. В исторических воспоминаниях можно встретить упоминания об еврейском отряде при 11-й Стрыйской бригаде УГА и Конно-пулеметной сотне 4-й Золочевской бригады, которой руководил Салько Ротенберг. Уже позднее офицер УГА Гайдучок назвал Ротенберга «украинским евреем» и упоминая о том, как Салько, получив ранение, все же вернулся в свою боевую часть, резюмировал: «Сколько же чистокровных украинцев не были ранены, а боялись оказаться в бригаде...» Сотня Салько Ротенберга подчеркивала свою национальную идентичность и музыкальным сопровождением, которое состояло из трех музыкантов (двое из которых были скрипачами). Подобно «Жидовскому куреню» еврейская сотня Золочевской бригады отличалась храбростью на Восточном и Западном фронтах, но в отличие от куреня сотня Ротенберга почти вся, включительно с сотником, погибла в боях с большевиками. Салько Ротенберг получил смертельное ранение, прикрывая отступление армии под Коростенем и умер в Каменец-Подольском.Среди других известных евреев, которые воевали в рядах УГА, стоит вспомнить и Людвика Розенберга-Чорния, который был сотником Сечевых Стрелков и даже возглавлял школу унтер-офицеров под Белой Церковью и был одним из представителей украинских военных на переговорах с немцами в конце октября 1918 года. Больше всего же евреев в составе УГА было среди врачей. По меньшей мере трое из них находились в руководстве военных госпиталей на Галичине: сотник, доктор Глянц — руководитель хирургического отделения в Самборе, лейтенант Зелингер — руководитель военного госпиталя в Станиславе (Ивано-Франковске), лейтенант Кельнер — заместитель главного врача дрогобичского госпиталя. О последнем в мемуарах упоминается, что он был «вторым врачом в больнице» исключительно из-за национального мотива, ведь по званию и возрасту был старше врача-украинца. Эти примеры были неединичными и по сравнению с другими родами войск УГА количество евреев среди врачей была самым высоким. По разным данным, до двух тысяч галицких евреев добровольно и жертвенно в рядах Украинской Галицкой армии воевали за украинское дело. Несмотря на печальное и трагическое завершение этой военной и политической эпопеи, был создан феномен, который к огромному сожалению, даже спустя девяносто лет после тех событий ни для украинцев, ни для евреев пока что так и не стал примером сотрудничества и понимания между двумя народами.

ЕВРЕЙСКИЙ ЛЕГИОН БРИТАНСКОЙ АРМИИ

Подобными «Жидовскому куреню» УГА можно считать «Zion Mule Corps» («Сионский корпус погонщиков») и Еврейский легион — воинские подразделения британской армии, которые состояли из добровольцев-евреев и воевали за освобождение Израиля от турецкого господства. Идея создания подобной воинской формации принадлежала одесскому еврею Владимиру Жаботинскому, который в декабре 1914 года обратился к 11 тысячам еврейских беженцев в Александрии с призывом создать Еврейский легион, который бы воевал на стороне Антанты за освобождение Палестины от турок. Но, принимая во внимание запрещение британского закона принимать в армию иностранцев, евреям было предложено создать транспортную колонну, которая бы принимала участие в военных действиях против турок. Эта формация численностью в 650 человек получила название «Сионский корпус погонщиков» или «Отряд погонщиков мулов». В июле 1917 года правительство Великобритании дало разрешение на формирование Еврейских полков, или, как их популярно называли, «Еврейского легиона» (официально эта часть называлась 38-м батальоном королевских стрелков). В их составе воевали евреи-добровольцы из России, Великобритании и США. Только последних насчитывалось шесть с половиной тысяч человек. Официальный приказ о роспуске Еврейского легиона датируется мартом 1920 года. Однако существование Еврейского легиона стало большой моральной поддержкой для борьбы евреев за создание самостоятельного государства.


* Именно так исторически называлось это соединение и мы считаем необходимым и правомерным воспроизводить это название в его первоначальном виде.

Святослав ЛИПОВЕЦКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ