Книга увидела свет в издательстве «Люта Справа». И заметят ее не только сторонники эстетики концентрированного антисмысла. Ведь Шинкаренко в своей книге затронул очень актуальную тему: иррациональный дух сегодняшнего российского «ватного» империализма.
Роман «Череп» переносит своих читателей в воображаемо-обобщенную российскую глубинку где-то в Сибири. Образы тамошних сел и городов писатель усилил «конской» дозой гротеска и абсурда. Скажем, по автодорогам и улицам слоняются избушки на курьих ножках. Среди них вы встретите также священника с автоматом и нескольких безумцев, которые спокойно едут на танке «освобождать Украину от фашистов». Их поход, абсолютно случайный и неосознанный, постепенно оказывается в центре реалити-шоу одного из российских пропагандистских телеканалов. «Освободителям» придется столкнуться и с настоящими войсками, и из разного рода местными боевиками, наконец, с отрядами загадочного сибирского народа, который ищет свое сокровище — «Золотого Червя», похищенного у них и, как утверждают легенды, спрятанного где-то в Макеевке. Все это сопровождается бесконечными веселыми и страшными деталями.
Картина «России Шинкаренко», «России-освободительницы», конечно, во многом является игрой с традиционными и новейшими стереотипами и преувеличениями об этой стране, о сегодняшнем государстве-агрессоре. Игрой остроумной, одновременно удушающей в отношении врага и самокритичной относительно его иррациональной демонизации (что, в конечном итоге, не удивительно в обстоятельствах войны). Однако если сравнить книгу «Череп» с реальным потоком новостей из Российской Федерации, прислушаться к стилистике этого потока, становится понятно, что издевательством и иронией здесь дело далеко не ограничивается. Напомню лишь одно сообщение — о том, что ФСБ установила прослушку для наблюдения за генералом Следственного комитета... в его самоваре. Следовательно, абсурд Олега Шинкаренко (повторюсь: как я уже отмечал в рецензиях на его предыдущие книги, Шинкаренко — едва ли не самый последовательный абсурдист в современной украинской литературе) — это еще и метод. Метод исследования стиля, духа и внутренней логики целого дискурса «русскаго мира». И эстетическая нереалистичность метода в действительности вовсе не становится препятствием для стоящих внимания результатов. Напротив — «Череп» стоит прочитать далеко не только для того, чтобы посмеяться над причудливым сочетанием несовместимого и неожиданных нарушений традиционных логических связей.
В нынешних реалиях, то есть в условиях гибридной войны против упомянутого «мира», роман Олега Шинкаренко — после того, как сойдет уставшая улыбка — оставляет интересное ощущение прикосновения к враждебной стороне, нелинейной причастности к ее, возможно, неосознанным мотивам. Иначе говоря, расширяет знание о противнике. Пусть это знание и иррациональное, но как знать, не поможет ли оно в какое-то мгновение принять интуитивно верное решение?
Во всяком случае, «Череп» непременно стоит прочитать и любителям новейшей абсурдистской литературы, и тем, кто хочет в современных невеселых условиях найти юмористическую «разрядку», и наконец всем, кто интересуется метафизическим измерением российской геополитики и иронической ее деконструкции.