Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Антиутопия абсурда

20 января, 2011 - 19:59

В издательстве «Альтерпрес» вышла книга под названием «Калейдоскоп», малая проза Олега Романенко — автора, который до недавнего времени был известен не как прозаик, а как поэт, один из заметных представителей поколения «двутысячников».

Если быть точным, то в самой книге ее жанр обозначили как «анекдоты», и это можно признать достаточно адекватным термином, беря его в значении небольшой причудливой истории. Тексты Олега Романенко действительно короткие, а персонажи переживают более чем фантастические приключения. Собственно говоря, перед нами классический образец абсурдистской эстетики с распадом или, напротив, гиперболизацией логических связей, переворачиванием мира верх ногами и характерным черным юмором. В одном из «анекдотов», так сказать, политики изобретают новую разновидность предвыборной агитации: пообещать в случае невыполнения программы разрешить избирателям себя покалечить, а кое-кто даже обнаруживает готовность... съесть собственные экскременты. И начинается «дикая охота» электората за ошибками избранников. В некоторых случаях такой подход локализуется в «обериутской», а то и буквально хармсовской традиции, например, в «Анекдотах о Ларисе Гадине»: «Однажды Лариса Гадина умерла. Ее несли на кладбище часа три, аж пока не устали».

Абсурд, вообще, одна из мощных тенденций современной украинской прозы, и не только прозы. Это и не удивительно, учитывая жизненный и социальный опыт последних поколений, непростые пути эстетических трансформаций в Украине и мире. Однако почему-то более выразительно абсурдные произведения сравнительно редко выплывают на широкие книжные пространства, оставаясь больше на уровне журнальных или сетевых публикаций. «Калейдоскоп» Олега Романенко в этом смысле является одним из тех случаев, когда количественно мощная масса таки «прорывается» наружу. Смешно, если вспомнить недавний заметный дебют абсурдиста Олега Шинкаренко и некоторые другие подобные публикации, то создается впечатление, будто эта эстетика особенно присуща авторам с именем Олег.

Одна из выразительных и не совсем ожидаемых (для тех, кто знаком с поэзией этого автора) черт прозы Романенко — ее социальность. Конечно, условная социальность, высмеянная, деконструированная и профанируемая, но от этого не менее социальная, если даже не сказать политическая. По большому счету, едва ли не большинство произведений «Калейдоскопа» можно назвать антиутопиями, которые рассказывают о порабощении отдельного человека обществом, коллективом, рынком и тому подобное. Романенко показывает, как легко и непринужденно человек может оказаться в абсолютно параноидальной и безвыходной ситуации. А может, автор и поучительно предостерегает от этого, не предлагая, правда, рецепты.

Вот лишь некоторые образцы сюжетов этих абсурдных социальных антиуптопий. Сговор рекламных компаний и коррумпированной милиции приводит к тому, что охранники в камуфляжах не дают простым людям стоять вблизи рекламных щитов, чтобы не заслоняли их. Или, например, Украина организует бизнес: по одному из полигонов за большие деньги имеют право стрелять своими баллистическими ракетами разные ядерные страны. Подобных смешных и жутковато-«загнанных» ситуаций в «Калейдоскопе» хоть пруд пруди, а вот выходов не очень наблюдается, что досадно для персонажей, а художественно абсолютно мотивировано.

Стиль самого письма книги довольно сдержанный. Временами его даже можно назвать подчеркнуто серым и канцелярским. Такое письмо, конечно, оправдано концептуально, оно с интеллектуальной точки зрения хорошо гармонирует с безумными житейскими реалиями, воспетыми Олегом Романенко. Но все-таки сам текст от этого теряет, вообще, хорошо выверенная концептуальность часто вредит драйву и эстетике. Кажется, что более красочный и интересный тропами, структурой и другими приемами текст вовсе не «убил» бы концептуально угрожающего абсурда, а только сделал бы его разнообразнее и менее «линейным».

Олег КОЦАРЕВ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ