1 июня во всем мире отмечают Международный день защиты детей. Но действительно ли они защищены? К сожалению, нет. Домашнее насилие — нередкое явление. На многих стенах, в частности и возле школ, — объявления о продаже «солей» — вредных химических наркотиков. А еще — войны. Дети не должны знать, что это такое. Тем не менее прямо сейчас какой-то малыш на Донбассе прячется в подвале и плачет, напуганный стрельбой или российскими минами.
ДРУЖБА ЧЕРЕЗ КОЛЮЧУЮ ПРОВОЛОКУ
Поэтому первая книга в нашем обзоре именно о детях на войне. «Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна — об ужасах Второй мировой, в частности о фабриках смерти — концлагерях.
В Берлине в большом и красивом доме живут девятилетний Бруно с папой, мамой и старшей сестрой. Мальчик любит родной город, родной дом и друзей, однако вскоре семья переезжает. Новый дом абсолютно не нравится Бруно. С детской наивностью он говорит об этом отцу: «Я не думаю, что ты исполнял свои обязанности очень хорошо, если нам приказали покинуть такой замечательный дом и наших друзей и переселиться в такое ужасное место, как это. Я думаю, ты совершил что-то ошибочное, поэтому пойди и попроси прощения у Фюрера... Возможно, он простит тебя, если ты искренне покаешься».
Однако отец — комендант концлагеря, поэтому мальчику придется смириться с новой жизнью. Его поражает огромный участок за колючей проволокой за несколько сотен метров от дома. Там ходят люди в одинаковых полосатых пижамах и шапочках. Однажды Бруно знакомится из Шмулем. Это польский еврей, который родился с Бруно в один день. Ребята начинают общаться, часами сидя по разные стороны колючей проволоки, которая разделяет мир на тот, где властвуют немцы, и тот, где обреченно доживают евреи.
А потом Бруно нужно ехать домой, однако он обещает Шмулю помочь найти отца, который куда-то исчез из концлагеря. Однако так же таинственно исчезает впоследствии и Бруно. Бойн не пишет, что с ним случилось, но прозрачно намекает: мальчик вместе с другом погибли в газовой камере.
Несмотря ни на что, роман очень светлый. Автору хорошо удалось описать чувства и переживания девятилетнего Бруно, его мысли и взгляд на жизнь. Книгу однозначно надо прочитать, чтобы в очередной раз понять: детство не должно проходить за колючей проволокой.
«Конечно, все это произошло очень давно и ничего подобного больше не случится. Не в наши дни и не в наш исторический период». Но подобное произошло в 1970-х в Камбодже. Подобное, когда детей вынуждают брать в руки оружие и воевать на стороне незаконных бандформирований, случается сегодня на Донбассе. В отличие от детей, взрослые иногда ничему не учатся.
«ВЫБЕРИ ЖИЗНЬ»
«Трейнспоттинг» Ирвина Уэлша — сложный и специфический роман о героинозависимых наркоманах. «Это единственный реально честный наркотик. Он не изменяет твое сознание. Он просто тебя стимулирует и дает чувство блаженства. Потом ты видишь все ничтожество этого мира...»
Роман — не совсем о детях, потому что героям уже за 20. Но их сознание, измененное наркотиками и алкоголем, не взрослое, а детское. Однажды каждый из них попробовал уколоться по какой-то причине: то ли из-за нелюбви родителей, то ли из-за еще каких-то проблем (часто пустяковых) — и с тех пор пути назад нет. Они прячут друзей по игле, подхватывают ВИЧ и умирают от СПИДа, но это ничто по сравнению с наркотиками.
Хотя главный герой Марк несколько раз пытается соскочить, и даже успешно, но все равно возвращается к существованию «под кайфом». «Допустим, я знаю все «за и против», знаю, что буду иметь довольно короткую жизнь. Но все равно хочу употреблять герич. Выбери нас. Выбери жизнь. Выбери выплаты по кредиту; выбери стиральные машины; выбери автомобили; выбери сидение на диване, втыкая в тупые игровые телешоу, которые разрушают личность...»
Удастся ли Марку в очередной раз отказаться от наркотиков и убежать из родного города, где он постоянно снова садится «на иглу»? Удастся ли ему, в конце концов, победить в этой войне с зельем, не говорит автор. Однако финал неожиданный и, несмотря на часто непроглядную темноту романа, светлый.
Взрослые должны читать такие книги, чтобы помнить: детей нужно беречь. Хотя было бы хорошо, если бы взрослые берегли детей и без напоминаний.