Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Читать то, что ложится на душу»

20 января, 2011 - 19:59
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Оказывается, чтение книги может быть эффективнее, если использовать интернет-навигатор. В конечном итоге, на прочтение произведения может вдохновить спектакль. А для того, чтобы тексты лучше воспринимались, нужно чередовать чтение прозы и поэзии и брать в руки только то, что ложится на душу. Об этом и многом другом рассказали «Дню» черкасщане.

Роман КУЧЕРЕНКО, директор Канивского филиала Восточноевропейского университета экономики и менеджмента:

— Читаю в целом много, однако хотелось бы рассказать о двух книгах, одну из которых дочитал недавно, а другую уже перечел во второй раз. Первая — это историческое исследование канивского краеведа Ивана Буренко «Канів у Другій світовій війні». Для коренного канивчанина и для всех патриотов родного города это исследование интересно невероятно ценной информацией о том, как и чем жили наши земляки в годы войны — без пафоса о подвиге героев и без прикрас о позоре изменников. Интересно, что сбор информации для исследования, по сути, осуществил, к сожалению, уже покойный учитель биологии Адольф Михалевич, который известен основанием пам в городе еще в далекие советские времена ятника-музея «Бронепоезд». Удивительным образом Иван Буренко нашел эти материалы на... самом обычном стихийном мусорнике, восстановил их, дополнил и прекрасно описал. И это несмотря на отсутствие и у Буренко, и у Михалевича исторического образования!

Вторая книга — это экономическое исследование, которое будет интересным и полезным не только экономистам, но и другим неравнодушным людям. Книга польского ученого и государственного деятеля, бывшего вице-премьера Польши Гжегоша Витольда Колодко «Мир в движении» объясняет те хозяйственные процессы и закономерности их протекания, которые происходят в современном мире. После ее прочтения изменяется экономическое мировоззрение. Какими же маленькими кажутся «большие» политики и их «умные» предвыборные лозунги! Ведь они, даже получив власть, таки не могут плыть против непреодолимого течения экономических законов. Издание интересно еще и тем, что имеет собственный интернет-навигатор, то есть может читаться как самостоятельно (для неглубокого анализа), так и вместе с собственной страницей во всемирной сети, где находится множество подтверждающего выводы фактического материала. Во второй раз я перечитал книгу именно с навигатором, что было для меня, как экономиста, намного более полезным.

Валентина КОВАЛЕНКО, глава Черкасской областной организации Союза писателей Украины, преподавательница университета им. Богдана Хмельницкого:

— В последнее время интересуюсь психологией литературного творчества, особенно — психоаналитической литературой. Перечитываю «Психоаналіз і літературознавство» Нилы Зборовской, «Алхимию слова» Яна Парандовского... Что касается художественных произведений, то я недавно прочитала ряд новелл глубокого психоаналитического содержания Владимира Даниленко, и ряд новелл Василия Трубая — там такие интересные смыслы заложены, что даже сам автор не догадывался об этом. В частности, такой интересный факт был — мы в университете с магистрантами, которые учатся на специальности «Литературное творчество», читали новеллу Трубая «Яма». И сам автор, когда приехал к нам из Киева на мастер-класс, то признался, что не заметил, что вложил в свою новеллу дьявольское число 6 аж трижды. Он изумился, когда наши студенты отыскали такие глубокие смыслы, которые оправдали суть идеи новеллы. Были Симоненковские дни, и я перечитывала Василя Симоненко. Это мой любимый писатель. Я когда читала, то опять по-новому познавала его поэзию. Дальше — перечитывала Мыколу Винграновского и Николая Воробьева. Начала читать роман «Чорний Ворон» нашего земляка Василя Шкляра, но, наверное, у меня было очень пессимистическое настроение, и я не смогла дальше читать это произведение, поэтому отложила его. Возможно, я его прочитаю позже. То есть, нужно иметь и настроение соответствующее для того, чтобы что-то брать в руки, а не просто читать все кряду. Для меня, это, например, очень важно — читать то, что ложится на душу. Также обращаюсь к классике — Ивана Нечуя-Левицкого перечла. Брала его романы, о которых сейчас очень редко говорят. Но они чрезвычайно интересны в том смысле, чтобы познать больше самого Нечуя-Левицкого, потому что он в своих произведениях пишет то, что видит. Так как он и говорил — «...пишу то, что вижу, что знаю, а чего не знаю, за то не берусь». У него есть повесть «Неоднаковими стежками». Там и любовные «треугольники», и несчастливая семейная жизнь, которая заканчивается крахом из-за того, что люди иногда сходятся невенчанные или не благословленные родителями. То есть, там тоже заложена психология автора и его отношение к браку. Прочитала Тараса Шевченко «Прогулка с удовольствием и не без морали». И эта русскоязычная повесть многое мне дала, чтобы познать, что и Шевченко, и Нечуй-Левицкий имели похожее отношение к концепту «художник и семья». Потому что оба хотели иметь семью, а с другой стороны, как-то боялись этого, в частности, боялись иметь жену, которая бы не поняла и не разделила их писательское дело. Боялись, по-видимому, того примитивизма бытовой семейной жизни, который опускал бы с небес и не позволял бы реализоваться как художникам. То есть, читаю классику, но она прочитывается совсем по-новому.

Леонид ДАЦЕНКО, поэт:

— Я сейчас изучаю произведения черкасских писателей, чтобы знать, что пишут мои коллеги. Начиная с Василя Захарченко, некоторые произведения которого я еще не прочитал, и заканчивая поэзией и юмором. Читаю несколько книг сразу, обложился ими. Это не мешает восприятию, скорее наоборот — лучше, когда почитаешь прозу, позже переходишь на поэзию, потом что-то свое напишешь. И так гармонично сочетается приятное с полезным.

А из прочитанного недавно, из тех книг, которые наиболее сильны были, то стоит назвать романы Василя Шкляра «Чорний Ворон» и Владимира Лиса «Століття Якова». Это две мощные исторические книги. Одна — о событиях, происходивших в Холодном Яре в начале прошлого века, другая — история Украины через судьбу украинцев. Эти произведения поразили, прежде всего, художественным стилем. А также — сильным украинским голосом. Если нередко в таких исторических романах были слезы и сопли, то здесь этого нет. Это прогрессивные украинские книги, дающие перспективу. Кстати, книгу Шкляра сильно «раскрутили», была хорошая реклама. И соответственно, ее начали читать. Что очень хорошо, потому что, например, книгу Юрия Горлис-Горского «Холодний Яр» молодежь не читала так массово, хотя там тоже шла речь о тех же событиях.

Светлана СОБОВА, национальный волонтер ВООН:

— Недавно прочитала книгу «Слепота» португальского писателя Жозе Сарамаго. Решила прочитать, потому что когда была во Львове на театральном фестивале «Золотий лев», увидела спектакль «Город слепых» в исполнении польского молодежного театра «КТО». Спектакль настолько поразил, что я сразу же начала искать информацию в интернете. Оказалось, что есть фильм «Слепота» по одноименному произведению. Уже на следующий день после просмотра спектакля я купила книгу. В ней идет речь о том, как в городе распространилась эпидемия слепоты. Сначала слепых изолировали, но постепенно эпидемия поразила всех жителей. Автор на примере слепоты, как потери одной из важнейших функций человеческого организма, раздумывает над тем, что может случиться с обществом, теряющим привычные устоявшиеся нормы и превращающимся в самую обычную толпу, живущую инстинктами. Книга написана достаточно сложно, потому что в тексте даже нет выделения прямой речи, а это достаточно непривычно для чтения. И все же, прочитать ее стоит — в конце понимаешь, что нужно ценить каждую минуту жизни и радоваться тому, что имеешь!

Подготовила Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ, Черкассы
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ