Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Диверсант со свалки

Главный герой нового романа Александра Бакуменко — это образ современного политика, который пришел в бизнес из криминала
18 декабря, 2015 - 12:29

Так глубоко заглянуть в корень социального зла в условиях становления нового государства, которое и само тяжело выкарабкивается из-под постколониального ига, до сих пор немногим удавалось. Как Н. Гоголь путешествовал со своим Чичиковым в поисках мертвых душ, так А. Бакуменко запускает своего «диверсанта из мусорника» в народ, срывая наболевшие «фурункулы» в своем романе «Король Ринкової вулиці», который был выдвинут на получение Национальной премии имени Тараса Шевченко.

И путь ведь уникальный: от мусорника к детскому дому, бандитизм на рыночной улице, исправительная колония, рэкет, тюрьма, бизнес, депутатство с размахом преступности на государственном уровне под иммунитетом неприкосновенности! По сюжетной линии, главного героя в конце восьмидесятых младенцем случайно находит дворник. Назвали Богданом Вогневодой — в честь обгоревшего мокрого мешка, в котором он был. Парень впоследствии становится королем рыночной улицы, организовав маленьких воришек, а дальше попадает в исправительную колонию для несовершеннолетних, позже — в тюрьму. Но здесь вера в верховенство грубой силы у парня пошатнулась, и он, очутившись на свободе, отказывается от преступной стези. Ведет бизнес честно, занимается благотворительностью. Автор, прорываясь сквозь детский жанр, изображает не просто малолетнего воришку, а действительно — бандита с большой дороги, «короля» псевдорыночной экономики страны. Вора в законе. Пахана!

Путь, по которому А. Бакуменко выводит своего героя в мир доброты, ломая его внутренний закоренелый мир, напоминает какую-то наркотическую ломку организма. Сногсшибательные повороты поражают: когда ожидаешь от героя одного, вдруг автор выбрасывает свой очередной «конек» и делает, как в шахматах, совсем неожиданный ход. Став народным избранником, Богдан Вогневода чувствует, что можно развернуться на полную под «крышей» депутатской неприкосновенности, и его опять заносит на скользком повороте! Берет снова наш Богдан «рогатку и идет воробьев стрелять», как в том анекдоте о сумасшедшем. Вот наибольшая беда: дорвавшись до власти, Вогневода уже вредит не отдельным людям, фирмам, как было в рэкете, — а целому государству, народу, запуская «лапу» в государственный карман! Вокруг коррупция и безнаказанность! Беспомощным выглядит не человек или предприятие — государство, народ. Носит автор своего героя по всем кругам ада, в который превратилась целая страна. Разнузданность преступника достигает своего апогея, и он опять попадает за решетку. Кажется, горбатого только могила исправит, — однако автор снова использует неожиданный прием. На Святой вечер Богдан молится Богу, «сходка братвы» приговаривает его к смерти как отступника. Вогневоде удается спастись, и, очутившись на свободе, он наконец начинает поистине праведную жизнь, занимаясь благотворительной деятельностью.

Герой романа — это образ современного украинского политика, который прошел в бизнес через криминал. Рэкетом сбил стартовый капитал, что позволило купить билет в политику, под государственную «крышу». А.Бакуменко затрагивает вопрос: при таких условиях возможно ли пробиться в депутаты честному, хоть и небогатому человеку? Разве это демократия, где все перевернуто с ног на голову. Поэтому недостаточно лишь борьбы с коррупцией — человека сначала нужно поставить с головы на ноги! А это возможно только через перевоспитание сознания, что следует начинать с детства. В этом — суть романа. Начните с человека, поставьте ее на ноги и научите ходить, а затем выстраивайте счастливое будущее. Голосуйте за конкретного человека, а не за кота в мешке.

Жизненный путь Богдана Вогневоды демонстрирует, насколько испорчено наше общество, начиная с верхов. Подросток, выброшенный на «остров самостоятельного выживания» в условиях дикого капитализма (когда вокруг — падение общественной морали), не регрессирует, а постепенно цивилизуется. Идя по течению, Вогневода ощущает духовный перелом, разворачивается и идет против течения. Автор этим переломным моментом отрицает зло и указывает другим праведный путь. Через психологический спектр он пропускает эволюционные изменения своего героя. Перед героем окончательно возникает дилемма: жить в гармонии с миром или оставаться в мире преступников. Основная сюжетная линия выстраивается как раз на этом психологизме. Путь, который выводит к свету и истине через внутренние катаклизмы, через страдание и раскаяние к цивилизационному продвижению как человека, так и общества — болезненный, однако практически единственно возможный. Он дает понять, что главный его персонаж — это не какой-то парнишка, а социально-психологический тип современника молодой страны, которая и сама становится на ноги, как младенец из обгоревшего мокрого мешка, из мусорника империи, из того болота, где еще кишат неотмершие метастазы «русского мира».

Александр Бакуменко. Король ринкової вулиці. Социальный роман. — К.: Пресса Украины, 2013. — 232 с.

Антония ЦВИД, лауреат Всеукраинской литературной премий имени Александра Олеся и литературной премии НСПУ «Благовіст»

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ