Это труд известного украинского фольклориста и культуролога. Ее монография стала библиографической редкостью. В настоящее время увидело мир третье издание (существенно дополненное). Автор — доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Национальной академии искусств Украины София Иосифовна Грица, которая создала собственную мощную научную школу.
В чем ценность этой уникальной книжки? Вот уже около четырех десятилетий этот фундаментальный труд остается классикой украинской фольклористики. Сегодня это один из немногих теоретических трудов, очерчивающих широкую панораму истоков и исторического развития украинской песенности в единстве слова, музыки и исполнительства. Работа насыщена большим и интересным фактажом. Автор объездила пол-Украины, слушая фольклор из уст талантливых аутентичных певцов, народных инструменталистов, написала об их искусстве немало статей. Кстати, в передачах «Золоті ключі» и «Дзвонкова криниця» С. Грица рассказывала об украинском народном искусстве, о его популяризации в мире выдающимися корифеями-профессионалами, среди которых — Оксана Петрусенко, Борис Гмыря, Анатолий Соловьяненко; наши современники Анатолий Кочерга, Дмитрий Гнатюк, Нина Матвиенко, Диана Петриненко, Хор им. Г.Веревки и многие другие известные солисты и коллективы. Работа характеризуется оригинальной концепцией, которую автор предложила еще в 1970-е.
— Народная песня, — отмечает она, — существуют как слово в широком пространстве языка, эволюции народного мышления. Она и «спрягается» как слово в вариантной «песенной парадигме». Каждый из вариантов несет в себе признаки «модуса мышления» той среды, к которой принадлежит — в которой родился или той, которая его адаптировала, трансформировала. Эта теория последовательно проводится на всех уровнях анализа: исторического существования песни, ее трансформаций со стороны ритма, мелоса, способа исполнения. Наибольшее внимание в работе уделено анализу народной эпики — народным думам, историческим песням, балладам, эпическим новым произведениям — песням-хроникам и эпической среде исполнителей, исторической эволюции этой среды, начиная со времен Киевской Руси — создание былин киевского цикла (именно из них автор впервые выводит украинскую песенную эпику), его носителям скоморохам, придворным певцам — вплоть до сегодняшнего времени, связям украинских эпических певцов с Востоком и Западом. Таким образом украинский песенный эпос стал не только объектом научного осмысления, но и был вписан в мировой контекст.
Благодаря бесценному фактажу, оригинальным наблюдениям, которыми богат «Мелос української народної епіки», книжка вошла в широкое научное обращение, на нее часто ссылаются не только отечественные и зарубежные фольклористы, но и филологи, культурологи, философы.