В совершенно обыкновенном «хрущевском» доме в киевском районе Ветряные Горы есть очень необыкновенная квартира. В буквальном смысле фантастическая: ее хозяин, Юрий Шевела («в миру» он торгует дисками на книжном рынке «Петровка») собрал здесь, наверное, наибольшую в Украине коллекцию книг фантастического жанра. Тысячи изданий разных годов — от новейших до раритетов — не просто стоят, ими пользуются, среди них каждое воскресенье собирается общество любителей фантастики и литературы вообще.
— Все началось с того, что в детстве я «заболел» фантастикой — Ефремов, Толстой, Брагин, — рассказывает Юрий. — Я пытался прочитать все доступное и недоступное, скупал книжки, ходил на «балку», начал общаться с коллекционерами, ездить на собрания любителей фантастики. Записывал все в блокнот, искал критику, словом, постепенно полностью погрузился в этот мир. Настолько, что со временем старые коллекционеры начали передавать мне свои собрания — так как их детей это не интересовало, и они боялись, чтобы после них коллекции не пропали...
Сегодня практически вся квартира заставлена стеллажами с книгами. Впрочем, среди них вполне удобно передвигаться, как в маленьком музейчике. Кроме книг, здесь можно увидеть разнообразные смешные таблички, а также еще одну коллекцию — связанную с космосом: светильники в виде ракет и летающих тарелок, статуэтки Гагарина, миниатюрные луноходы и т. д. А «стережет» все это немецкая деревянная фигурка, изображающая мужчину, который держит стопку книг — одну в руках, еще несколько под подмышками, между ногами.
— Это «хранитель», — улыбается Юрий Шевела. — Еще я его называю «книжным червем».
Со временем у него возникла идея создать первый в Украине настоящий музей фантастической литературы. Такой, в котором были бы не только книжные экспонаты, но и их электронные копии, которые могли бы заказывать посетители. Еще один элемент потенциальной деятельности музея — своя издательская серия.
— Я нашел одного бизнесмена, который этой идеей заинтересовался. Но когда подсчитал, сколько все это может стоить, то сказал, что «наши люди к этому еще не готовы». Вместе с тем, выделил мне одно свое помещение и предложил собирать там детей, так сказать, прививать им любовь к книге.
С тех пор работа с детьми, подростками — постоянное занятие коллекционера-фантаста. К сожалению, в нашей стране сегодня это дело исключительно одиночек-энтузиастов. Государство, общество, а в большинстве случаев и родители не могут обеспечить маленькому гражданину что-то сверх слишком формализованного образования и определенного материального уровня (и то в лучшем случае!)
— Это катастрофическая ситуация. У родителей нет времени, а иногда и желания, заниматься своими детьми, их досугом, воспитанием. И многие из них «отфутболтвают» детей к школе. А что школа? Чаще всего там им задают рефераты, которые они скачивают из интернета, и ни о каких личностных аспектах вне учебной программы и речи нет. У детей остается только улица, а лучшее, что там есть — торгово-развлекательные центры, компьютерные игры, кино и все. О худшем и говорить не хочется.
Наверное, здесь не совсем время и место глубоко размышлять над причинами такого положения. Однако нет сомнений, что его причины и в униженном состоянии учителя, и материальной нищете большинства украинцев, и, может, самое главное — инертности, пассивности и потребительских ценностях граждан. Стоит ли говорить, сколько в таких обстоятельствах зависит от неравнодушия каждого из нас?
Юрий Шевела постепенно собрал вокруг себя группу из 15—17 детей и подростков. Некоторые из них до того вообще практически не читали книг.
— Если бы были хоть кружки для детей! Но для их содержания нет ни денег, ни помещения. Правда, помещение то еще полбеды, можно ведь собираться в школах вечером. К сожалению, активности в этом вопросе не проявляет ни власть, ни общественность.
Чтение и обсуждение книг, прогулки, туристические походы — вот чем стали заниматься в клубе «Лоцман фантастики». Но через некоторое время бизнесмен-меценат потерял это помещение. Новые собственники терпеть на своей территории клуб, который не приносит немедленных материальных дивидендов, не стали.
— С тех пор все расположено здесь, в квартире. Сам я живу в другой квартире, а в эту хожу почти как на работу — ремонтирую, обустраиваю все, проводим встречи.
Конечно, теперь не получается так активно работать с подростками, но клуб продолжает функционировать. Каждое воскресенье сюда теперь ходят еще и ученые работники, поэты, просто любители фантастической литературы, летом и дальше продолжаются туристические походы — Юрий Шевела с друзьями уже обошли немало уголков Крыма, Житомирщины, правобережного Приднепровья от Триполья до Канева.
— А моя идея музея трансформировалась. Теперь я вижу его как сочетание собственно музея и подросткового клуба с разнообразными кружками. При музее обязательно должна быть работа с детьми, без этого никак. А у нас, к сожалению, многие не понимают того, как важно заниматься детьми, не оставлять их в полнейшей власти улицы. Люди, особенно люди при власти, не понимают, что надо вкладываться не только в краткосрочные прибыльные проекты, но и вкладывать в будущее. В фантастике это называлось приемом «ближнего прицела», когда писатель шел к ученым, узнавал о каких-то разработках, которые вот-вот, через пару лет дадут результат, потом писал о них, а когда они воплощались, говорил: «Смотрите, я это предвидел!» Так и в нашей стране у многих работает только этот «ближний прицел». У нас были разговоры с очень разными представителями власти — от Анатолия Кинаха до Олега Рыбачука (кстати, многие из них — любители фантастики), но дальше разговоров никогда не заходило. Увидим, как себя проявит в этом смысле новая власть...
Хочется верить, что кто-то все-таки поддержит инициативу Юрия Шевелы. Примечательно, что ему уже предлагали организовать этот заветный музей и в Харькове, и в Москве.
Но клуб-музей — не единственная мечта этого человека. Он хочет организовать издание энциклопедии украинской фантастики. Здесь нельзя не сделать отступление о том, что даже среди интеллигентной, начитанной публики часто приходилось слышать стереотип о том, что украинская фантастика — явление фантомное, исчерпывается парой авторов, а то и что ее вовсе нет. Всем, кто так считает, следует посетить в Киеве Юрия Шевелу и убедиться: даже если причислять к украинской фантастике книги только на украинском языке (что в принципе вопрос дискуссионный), то перед нами большой, интересный и самобытный литературный пласт. Почитать на украинском в этом жанре есть что.
Кому, как не ему, думать об энциклопедии украинской фантастики! Ведь в этой «хрущобе» собрана и материализована вся ее история. От Сенченко по сей день: мягкие пожелтевшие журналы и книги 1920-х годов с оформлением в стиле модерн, лаконичные тома шестидесятых-семидесятых, огромные полки Олеся Бердника...
— Я не знаю, почему сегодня так мало переиздают украинскую фантастику прошлых годов. Ищут новых авторов, а интересные произведения прошлого остаются малодоступными. И это в то время, когда наблюдается такой всплеск спроса на украиноязычную литературу всех жанров! Хотя уже понемногу начали печатать, например, Николая Трублаини и Юрия Смолича, это хорошо.
Интересно, что элементы фантастики Юрий Шевела нашел даже у... Нечуя-Левицкого. В одном из его произведений рассказывается о подземной стране, точнее о стране, которая находится под Днепром, и в ней продолжают жить запорожцы.
— Честно говоря, довольно проходное произведение, и я не знаю, зачем его поставили в школьную программу, у нас есть много значительно лучших, интересных и более увлекательных для детей текстов, тем паче, что у Нечуя-Левицкого там не все обстоит благополучно, по нынешним меркам, с политкорректностью по отношению к другим этносам.
Сегодняшнюю ситуацию в украинской фантастической литературе Шевела характеризует так:
— У нас в последние годы почти исчезла собственно научная фантастика. Ее продолжают писать преимущественно авторы старшего поколения. А младшие работают практически только в жанре фэнтези. Но и с фэнтези не все просто, этот жанр словно зациклился, заперся в своей сказочности, сейчас много повторений, слишком много одних и тех же идей и сюжетов, эти произведения безумно напоминают друг друга, даже в картах, названиях, именах. Конечно, так писать проще, и это много кого соблазняет. Еще, по моему мнению, нам не хватает литературной критики в этой области. О фантастике у нас слишком мало написано.
Итак, Юрий Шевела на Ветряных Горах продолжает собирать книги и не предает свою мечту о клубе-музее, энциклопедии. Продолжает работать на Петровке. И уже ищет наследника для своих книжных сокровищ, так как считает, что такие коллекции надо передавать не детям (дети Юрия интересуются не столько фантастической литературой, сколько геологией, и навязывать им свои увлечения он не собирается), а таким, как он, энтузиастам этого дела.
А еще наш герой приглашает всех желающих приходить на собрания клуба «Лоцман фантастики» — обсуждать книги и научные идеи, читать стихи, просто общаться.