Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Караюсь, мучусь, але не каюсь»

Поэт и диссидент Игорь Калинец — об исторической «цепочке» украинской борьбы и непреклонности духа
15 января, 2016 - 14:57
ФОТО C САЙТА PRESS-CENTR.COM

В 1965 году, 50 лет тому назад, власть СССР начала первую волну массовых арестов против украинских шестидесятников. Поэт и диссидент Игорь Калинец — один из главных представителей этой генерации. В начале 70-х за участие в диссидентском движении Калинец был осужден на шесть лет заключения строгого режима и три года ссылки. В последние дни 2015 года мы встретились с паном Игорем, чтобы вспомнить те времена и понять, как после испытаний советским режимом остаться верным своим идеалам.

«НЕ ВИЖУ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАРТИЙ, КОТОРЫЕ БЫЛИ БЫ ВЫРАЗИТЕЛЯМИ ВЗГЛЯДОВ ОБЩЕСТВА»

— Игорь, недавно исполнилось два года от начала Революции Достоинства. Какие, по вашему мнению, произошли изменения в общественном сознании страны за это время?

— Революция Достоинства дала нам надежду на перемены. Хотя они сейчас, к сожалению, происходят очень медленно и с небольшим волеизъявлением на это. Если общество будет видеть, что идеалы революции не оправдываются, очевидно, останется место для чего-то неизвестного. Я боюсь это назвать Майданом или еще чем-то. У большей части общества в конечном итоге сформировался один беспрекословный общий политико-ценностный вектор движения. Практически каждый случайный гражданин, с которым я общался, понимает политическую ситуацию и пытается трезво мыслить. Это нам дала не только Революция достоинства, но и принесла сама независимость. Но этого, очевидно, мало, поскольку в нашем политикуме я не вижу действительно идеологических партий, которые бы могли сплотить народ вокруг реальной идеи. А если нет идеологических партий, то имеющиеся партии не могут быть выразителем взглядов той или другой части населения. В настоящий момент они являются выразителями самих себя.

— Какое влияние имело диссидентское движение 60-х годов на революционные события 2013—2014 годов в Украине и какая между ними историческая «цепочка»?

— В истории все события связаны, поскольку там всегда есть причинно-следственная связь. Не было бы национально-освободительной борьбы в годы Второй мировой войны, очевидно, в определенной степени шестидесятники не появились бы так органично и — хоть боюсь этого слова — массово. Несколько сотен людей внесло в жизнь украинского общества новое качество и новые идеалы. И это стало заметным для целого мира. Часть энергии этого движения вместе с другими движениями столетия синергично привели к развалу Советского Союза, что в свою очередь ускорило восстановление независимости страны. Потому это такая цепная реакция. Можно сказать, Революция Достоинства — надежда на то, что по такому же принципу развалится и эта, построенная на коррупции система.

— Полвека назад советская власть начала массовые репрессии против интеллектуальной оппозиции. Какой урок вы для себя усвоили из лагерной жизни?

— Их было много. Один из самых основных — мы не являемся жертвами, попавшими в КГБистские руки, мы жертвенны — и таким образом сознательно входили в эту жизнь. Мы осознавали, что без этой жертвенности национальная идея могла бы прерваться. Мы считали себя последователями идей Шевченко, потому его фраза: «Караюсь, мучусь, але не каюсь» — была одной из важнейших наших заповедей лагерной жизни. Это был клич сохранить и отстоять идею, не дать ей погаснуть.

«ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ОБЩЕСТВА НЕ СОСТОЯЛОСЬ ДО КОНЦА»

— Что в таких условиях помогало не сломаться, не пасть духом?

— Большинство шестидесятников — это люди, которые не считались со своей жизнью в попытке утвердить определенные идеи. К сожалению, у нас не было тогда какой-то политсилы, которая бы нас как-то учила жить в таких условиях. Потому это делала сама жизнь. Мы солидаризировались не только между собой, украинцами, но и с другими представителями «советских» республик. Поэтому все шли одним фронтом в попытке выстоять. Это нас закаляло, впоследствии держало на свободе и не давало сломаться, а все-таки дождаться конца, после которого можно было бы встать на ноги и восстанавливать страну.

— Коснувшись темы лагеря, на ваш взгляд, можно ли считать, что Украина ментально вырвалась из «лагеря» советскости?

— Если бы вырвалась, то, наверное, ситуация в стране не была бы такой драматичной. Как это происходит? Сначала вырываются отдельные люди, дальше вокруг них другие люди. Процесс распространяется, но пока перевоспитание общества не состоялось до конца.

— Свои стихотворения вы всегда писали методом циклов, а не отдельных единиц. Фактически вы структурировали таким образом увиденную действительность. С вашей точки зрения, какой цикл в настоящий момент происходит в вашей жизни и жизни современной Украины в целом?

— В художественном плане уже никакой цикл не происходит. То, что мне Бог дал, я изложил и повторяться не хочу. Если говорить о собственном жизненном цикле, то сложно ответить. Думаю, теперь итоговый. Для этого нужно выпустить еще две книжки, которые сейчас составляю, вместе с двумя томами поэзии и двумя томами произведений для детей, поэтому переводов будет достаточно, чтобы более масштабно очертить мою наработку. Относительно цикла страны, то в общей атмосфере чувствуется болезненный момент, во время которого необходимо принять определенное очень тяжелое и важное решение. Мы накануне чего-то, хотя трудно сказать чего именно. Это парит в воздухе, потому что дальше существовать страна так не может. В конце концов, если Господь дал нам возможность стать независимой страной, то мы не имеем права ее потерять.

— В 1987 году вы вошли в коллектив редакции внецензурного альманаха «Євшан-зілля». Эта культурологическая группа альманаха — одна из первых мобилизировала львовян на процессы перестройки, объединяла их для преодоления страха и инерции. Как эти процессы проявляются сегодня?

— Думаю, определенная форма этих явлений уже преодолена. Страха перед чем-то, например, перед КГБ, уже нет, хотя, конечно, у нас сегодня еще нет независимого суда, прокуратуры и так далее. А инерции разные. У многих людей «советизм» остался в крови и в мыслях. Но есть инерция возрожденного духа, которая постепенно набирает все большую силу и действует в интересах Украины и украинской национальной идеи.

«ДЬЯВОЛ НЕ СПИТ»

— Ваша жена, Ирина Калинец, исповедовала принцип: «Ничего не проходит бесследно, чтобы только себя не испортить, не потерять». Как бы вы сравнили испытание искушением в советское время и сегодня? Когда было тяжелее устоять — сегодня или тогда? Как не потерять себя после этих испытаний?

— Искушение всегда есть, потому что дьявол активен во всех делах и никогда не спит. Поэтому сохранить себя неиспорченным, чистым не всегда легко дается. Мамона, желание власти и прочее — вещи, которые сбивают человека с толку. Позиция Ирины не теряет актуальности и сегодня. Но скажу, что тогда было более четко все это видно. Мы выразительно видели своего врага, мы знали себя, мы были молодыми романтиками. Мы горели идеями, молодецкими порывами перестроить тот мир. Но сегодня не все так легко и ясно происходит. Враг хорошо маскируется, пытается входить в доверие. Но Украина восстанавливается, и это определенный процесс. Отважилась на провозглашение независимости, дальше на принятии Конституции. Теперь укрепляется благодаря массовой жертвенности в таких явлениях, как Майдан, волонтерство, воинство. Это свидетельствует о том, что у народа есть жизнь и не все потеряно. Я по натуре оптимист, хотя порой и говорю достаточно пессимистические вещи. Но все-таки мы понемногу встаем на ноги, какой бы не была политическая ситуация в стране.

— В автобиографии вы писали, что наибольшей наградой для вас могла быть такая Украина, «що намріялась вам, шістдесятникам-митусам, у роки поневірянь та ув’язнень». Какой вы тогда видели Украину и какая она сейчас? Когда расцветет эта взлелеянная в мечтах Украина?

— Конечно, мы идеализированно на нее смотрели, благодаря книжкам по истории Украины и другой романтической литературе, которую мы нелегально доставали. Во всяком случае, сквозь эту призму мы видели страну, где права человека — наивысшая ценность. Она должна была быть полностью образованной относительно исторических процессов и единодушной в плане национальных вопросов. Наблюдая, как гибли люди со словами украинского гимна на устах, нам казалось, что эта Украина когда-то такой и будет. Но все пошло не так гладко, потому что было много ошибок, которые совершили наши патриоты в начале 90-х. Еще в подарок получили пятую колонну, а кроме нее есть много людей с советским типом мышления. Но эти мечты, собственно, для того, чтобы избавляться от всего того злокачественного, что на сегодняшний день имеем в обществе. Тогда, освободив Украину от этих опасностей, мы сможем утвердить ее настоящее лицо.

Дмитрий ПАЛЬЧИКОВ, Львов
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ