Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Книга, говорящая актерским голосом

Каким Горак представил «Огонь в одежі слова. Нарис про франкіану Святослава Максимчука»
22 июля, 2016 - 16:06

Не каждому писателю выпадает счастье иметь при жизни своего библиографа. А что уж говорить об актерах. Даже наименьшая книга о самом неприметном актере — это уже явление в истории культуры. А когда подобные книги появляются о феноменально талантливых мастерах сцены, то, бесспорно, они — уникальны, потому что таким изданиям нет цены.

Какой  едва ли не самый значительный подарок сделал Горак по случаю 80-летия Святослава Максимчука — он написал действительно уникальную книгу о его актерском феномене в истории декламаторского искусства, роль которой трудно переоценить для будущих поколений. Презентация издания состоялась недавно во львовском Музее Ивана Франко в рамках цикла юбилейного почитания гения Франко (100-летие со дня смерти писателя). С. Максимчук дал свой концерт по такому случаю на тему «Франкиана».

Книга Я. Горака интересна прежде всего тем, что в одном формате издания словно раскладывается на несколько самостоятельных частей, которые могут полностью смело выполнять функции отдельных исследований. Самым первым и самым важным таким корпусом является материал для воспоминаний о Максимчуке. И здесь автор фактически устраняет свое «я» из рассказа, в то же время как можно больше пространства оставляет голосу самого актера — его жизненным историям, попутным мыслям и комментариям к той эпохе, вместе с которой мастер переживал свое становление. В частности, обнародовано как документ эпохи «заявление С. Максимчука художественному совету Львовского украинского драматического театра имени  М. Заньковецкой 1971 года», которое расставляет нужные акценты для понимания позиции актера в те сложные времена сосуществования с тогдашней властью.

Второй частью в этой книге, которая может претендовать на самостоятельное издание, является информация, содержащаяся в приложениях. Она вполне полноценна и самодостаточна, потому что может служить как библиографическо-дискографический указатель всех работ С. Максимчука: «Франковский репертуар Святослава Максимчука», «Библиография статей, рецензий, интервью о Святославе Максимчуке» с 1966 и по 2015 г., включая отдельные публикации и самого актера (их шесть), «Дискография и фильмография Святослава Максимчука», составленная по типам записей: «Грампластинки», «Аудиокассеты», «Компакт-диски», «Фильмография» (моноспектаклей, телепередач, сценариев при участии актера). Кроме того, в книге собрано интересное и мощное «Фотоприложение» преимущественно из домашнего архива актера — как инструмент для заинтересованности читателя личной историей актера.

И, наконец, третий корпус исследования составляет сама профессиональная монография по теории и истории интерпретации исполнительской техники чтеца. И в этом аспекте Я. Горак проявляет себя, прежде всего, как компетентный музыковед, который говорит о роли звукописи, музыкального фона (как результат сотрудничества актера со звукорежиссером Татьяной Шипош) и мелодики слова. При этом удачно совмещает музыковедческий анализ интонационной «колористики» тембра, силы голоса и пауз чтеца с очень тонким и взвешенным литературоведческим (поэтикальным) подходом к интерпретированному актерскому тексту. Особое значение исследователь, в частности, предает философским поэмам И. Франко «Похорон», «Іван Вишенський», «Мойсей». Заручаясь поддержкой самого Франко с его эпистолярными свидетельствами о необходимости декламаторского искусства для простого народа, Я. Горак смело входит «в робітню творческого духу» С. Максимчука и виртуозно берет наивысшие регистры для полноценной, объективной репрезентации стилевой манеры этого мастера.

С. Максимчук после появления этой книги может с легкой душой сказать о себе все то, что когда-то написал Иван Франко в автобиографичном слове «Дещо про себе самого». Потому что он — творец нового духовного пространства, который помогает словам поэтов многих поколений (от Г. Сковороди и до В. Шевчука) достучаться до сердец и умов новотысячелетних читателей. И именно это блестяще доказывает книга Якима Горака, которая читается, с одной стороны, словно художественный роман о жизненной судьбе актера-чтеца и его приоритетах, а с другой — как очерк по истории декламаторского искусства в Украине.

Марьяна БАРАБАШ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ