С 22 по 24 мая в Виннице проходил первый Международный фестиваль рассказа Intermezzo (Intermezzo Short Story Festival), как отмечали организаторы курсивом — «Истории, рассказанные литературой и кино». В течение трех дней участники фестиваля, зарубежные гости и немногочисленные посетители встречались на разных локациях, расположенных в центре города — кинотеатре, галерее, усадьбе-музее, книжном магазине, теплоходе, в библиотеке имени Крупской, и принимали участие в литературных и кинособытиях.
Intermezzo — один из самых известных рассказов Михаила Михайловича Коцюбинского («наш МихМих», как называют его винничане), входящий в школьную программу и рассказывающий о человеке, который устает от города и проблем, давящих на него, и убегает на природу. Все разговоры в течение фестиваля так или иначе сводились к Коцюбинскому, что и не удивительно — вокруг этого автора и его 150-летнего юбилея и началось движение. В своей массе как авторы, так и гости признавались, что давно не перечитывали классика, но фестиваль все же побуждал взять в руки сборник рассказов. Многие писатели побывали в городе впервые — если бы не Intermezzo, то неизвестно, выпал бы случай посмотреть еврейские кварталы и суперизвестный «рошеновский» фонтан (которым по большей части и славится Винница).
Большинство событий были бесплатными, но самым доступным для широких масс стал проект «VIN. Новая эпоха Возрождения» — серия коллажей VINNYTSYA, размещенных на больших черных тумбах на майдане Незалежности перед городским советом и посвященных известному художнику-кубисту Натану Альтману (который в свое время нарисовал портрет Анны Ахматовой). Проект раскрывает малоизвестные факты о Виннице и выдающихся винничанах.
«Михаил Коцюбинский родился на Виннитчине...» — сообщает женский голос в общественном транспорте. Подъезжаем к остановке около усадьбы-музея классика, где была одна из фестивальных локаций. Музей выступил в роли одного из организаторов фестиваля. В саду Коцюбинского на сцене под открытым небом происходили презентации, украинские авторы читали свои тексты, в частности «цепную реакцию» запускали Олег Коцарев, Юлия Стахивская, Алексей Чупа, Виктория Амелина и Алексей Шинкаренко. Чтения прозвучали настолько громко, что жители соседних домов даже приходили жаловаться на такую «вездесущность» литературы, которая проникала в их жилища даже сквозь закрытые окна.
«Вишенкой на торте» фестиваля был медиа-спектакль Il Caprese, посвященный итальянским впечатлениям Михаила Коцюбинского, который состоял из отрывков писем писателя к жене и любовнице, произведений, визуального ряда — видеоарта с фотографиями литератора того периода. Спектакль в постановке Ярины Груши проходил при участии ведущего радио «Аристократы» Даниила Хомутовского, с музыкальным оформлением Антона Дегтярева, видеоартом Светланы Рейниш. В июне действо покажут и в Киеве.
Еще одной изюминкой Intermezzo стали благотворительные чтения и прогулка на теплоходе «Николай Пирогов» по реке Южный Буг при участии Оксаны Забужко. Удалось собрать свыше двух тысяч гривен. Писательница отметила уникальность фестиваля, заметив, что сегодня происходит переориентация мировой литературы, которая до сих пор не считала рассказ приоритетным жанром. «Градусник», замеряющий температуру в мировой литературе, — Нобелевская премия, два года назад отметил Элис Манро, канадскую писательницу, работающую исключительно с рассказами, после чего фокус внимания читательского и литературного сообщества сместился на малую форму. «Формат рассказа — для информационно затурканного читателя, — отметила автор. — А фестиваль малой прозы — вот чем Винница может засветиться на литературной карте мира». Забужко призналась, что Коцюбинский принадлежит к авторам, которыми скорее увлекаешься, чем любишь. Речь идет об апатичной взвешенности, точности слов и формулировок, жестком эстетизме писателя, кропотливой работе над анатомией зла: «Коцюбинский расписал всю партитуру ХХ века, а мы сегодня платим за непрочитанность этой партитуры». Литератор прочитала самый совершенный, по ее мнению, рассказ классика — «Подарок на именины».
Программные события фестиваля вращались вокруг темы «Жизнь в посттравматическом пространстве». О своем опыте ощущения последствий Балканской войны говорил самый популярный боснийский и хорватский писатель Миленко Ергович: «В моей войне не было ничего эпического, большого, массивного, коллективного. Та война была маленькой». В частности в беседе речь шла о сборнике рассказов «Сараевские «Мальборо» (который в украинском переводе вошел в издание «Истории о людях и животных» от издательства «Темпора»), где автор изобразил нормальную жизни в ненормальных обстоятельствах. Дополняли балканскую программу и фильмы из цикла «Экс-Югославия: примирение» Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays. Важным в этом ключе был и литературный перформанс Алевтины Кахидзе «Звонки с Ждановского кладбища», построенный на текстах — телефонных разговорах. Кладбище долгое время оставалось единственным местом в Ждановке (Донецкая область), где было покрытие мобильной связи. После перформанса А. Кахидзе рассказала: «В действительности героиня этого произведения — моя мама. Она в Ждановке. Сегодня звонила по телефону ей — продает на рынке цветы и овощи. Однако я не пишу о своей матери, я пишу о вымышленном персонаже — Клубнике Андреевне».
Фестиваль запомнился не только чтениями и разговорами о литературе, но и кинопрограммой: отреставрированной версией фильма «Тени забытых предков» Параджанова, снятого по мотивам произведения М. Коцюбинского, и присутствием специального гостя — польского режиссера Кшиштофа Занусси, который представил фильмы «Чужое тело» и «Сердце на ладони».
Однако, несмотря на публикации в СМИ и то, что фестиваль проходил при поддержке Винницкого городского совета (отрывки из произведений Коцюбинского еще несколько месяцев назад можно было почитать на остановках), казалось, что о первом в Украине фестивале малой прозы знали только владельцы таинственных фестивальных бейджиков «организатор» / «волонтер» / «участник» / «пресса» на розовых шнурочках, а остальной город — жил по маршрутам «прогулка, пока хорошая погода» и «Винница туристическая». Фестиваль Intermezzo соединил в своей программе очень разные жанры и темы, но смог ли донести все свои «мессиджи» — вопрос. Впрочем, можно смело прогнозировать, что на протяжении следующих лет Винница станет еще одним местом, куда подготовленная, жаждущая разговоров и событий аудитория сможет приезжать на несколько дней.