Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Коллекционер ритуалов

Сергей Грабарь представил книгу прозы
26 августа, 2016 - 14:06

Новинка от писателя Сергея Грабаря — книга «Ритуал» (издательство «Ярославів Вал»). Большой том можно трактовать как избранную малую прозу известного автора.

Первое, что бросается в глаза, когда читаешь рассказы, новеллы Грабаря или произведения, обозначенные составителями как этюды, — это их исповедальность. Практически все в «Ритуале» сказано от первого лица, сказано в порядке самопредставления. Подобный способ письма на самом деле далеко не самый простой, потому что требует особого внимания, сдержанности, чтобы не написать что-то лишне-необязательное (ведь первое лицо так и провоцирует!), но Сергей Грабарь проявляет себя как последовательный и настойчивый сторонник лапидарности, немногословности.

Герои его текстов — часто личности, оставившие заметный след в истории мировой культуры, духовности, просто в истории. От князя Олега до Ирода или знаменитых волхвов. Но и там, где в центре произведения оказываются персонажи «попроще», они все равно так или иначе затрагивают ключевые культурные узлы цивилизации, кажется, без этого не обходится ничего в книге «Ритуал». Поэтому Сергей Грабарь предстает здесь этаким коллекционером, собирающий в своем частном музейчике важные образы, слова и книги.

Что же происходят в этом антикварном пространстве? В действительности, вполне живые и лишенные стереотипной пыли вещи. В одном рассказе происходят жизненные любовные приключения (хотя и приключения — какое-то не совсем уместное слово, там все как-то спокойнее) женщины, которой выпало оказаться среди трагических перипетий украинской истории ХХ века. В другом — пересказчик делится своими первыми яркими юношескими эротичными впечатлениями (как можно понять, эротичный аспект является очень важным для этого писателя). Есть мужчина, который переживает особый внутренний опыт во время массажа. И, конечно, упомянутые уже исторические или легендарные личности с их историческими или легендарными поступками, которые они объясняют и обдумывают для читателей «Ритуала». Но везде и всегда герои Грабаря переживают по-настоящему экзистенциальные, переломные, выдающиеся моменты, осознавая их и вписывая в свои духовные поиски (в довольно широком, конечно, понимании). Думаю, именно это и определяет глубинный смысл названия — «Ритуал».

Одним из важнейших мотивов книги является сопереживание. Это авторская стратегия: попытаться почувствовать свой персонаж, а затем внушить это ощущение читателю. Отсюда психологизм книги. Очевидно, отсюда же и ее выразительная, подчеркнутая лиричность. Вплоть до того, что некоторые произведения приближаются к жанру поэзии в прозе. Также «Ритуалу» присуща патетика. Все эти черты вместе создают своеобразную эмоциональную атмосферу, характерную именно для творчества Сергея Грабаря. Наверное, именно ее восприятие или невосприятие и определит позитивное или негативное отношение к книге каждого отдельного читателя.

Это можно сравнить с музыкальной темой, которая в считанные секунды придает характер и лицо музыкальному произведению. Кстати, музыка — тоже важный мотив книги «Ритуал», ее в текстах Сергея Грабаря вы встретите немало.

Олег КОЦАРЕВ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ