На днях стало известно, что Президент подписал документ, приближающий к реальности то, о чем украинское издательское сообщество говорит уже в течение многих лет. Под невыразительным названием Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования системы государственного управления в книгоиздательской сфере» кроется концепция создания Украинского института книги — учреждения, которое должно стать отечественным аналогом Гете-института, Французского института, Британского совета и польского Института книги. Станет ли?..
ОДНА ГОЛОВА ЛУЧШЕ?
Главное и очевидное преимущество концепции Украинского института книги — это появление единого органа, ответственного за государственную политику в сфере книгоиздательства. До сих пор эту отрасль должны были курировать сразу несколько учреждений, прежде всего Государственный комитет телевидения и радиовещания, а также Министерство культуры, Министерство образования и науки и (учитывая определенные соответствующими документами функции) Министерство информационной политики. Отныне Институт книги станет главным государственным заказчиком на выпуск книгоиздательской продукции. Он будет разрабатывать и реализовывать на конкурсной основе соответствующие бюджетные программы, в частности крупнейшую из них — «Украинская книга». По закону целью деятельности Института книги является: поддержка книгоиздательского дела, популяризация чтения, стимулирование переводческой деятельности и популяризация украинской литературы в мире. Кстати, ранее понятие «популяризация чтения» вообще не встречалось в государственных документах.
Правда, радость от появления Украинского института книги несколько омрачает правительственная «Концепция государственной политики относительно развития национального издательского дела и популяризации чтения на период до 2020 года», подписанная в конце февраля премьер-министром. Качество и адекватность этой концепции могли бы стать предметом отдельного обсуждения, настораживает, однако, то, что ответственность за ее выполнение правительство возлагает на... Госкомтелерадио. Будем надеяться, что речь идет лишь о досадной ошибке бюрократического аппарата, которая вскоре будет устранена. «Не знаю, кто писал эту правительственную концепцию, кто и где ее обсуждал, хотя догадываться могу, — комментирует «Дню» народный депутат, один из инициаторов закона об Украинском институте книги, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам культуры и духовности Ирина Подоляк. — На комитете, в частности, она представлена ??не была, как и любые другие концепции или видения. Тот институциональный и интеллектуальный документообразующий беспорядок и полная игнорация, которые с упорством носорога демонстрирует Министерство культуры, им же и придется разгребать, но надеюсь под новым руководством ... «
Кроме других предусмотренных законом функций, Институт книги будет финансировать переводы украинской литературы на иностранные языки и переводы иностранной литературы на украинский (до сих пор ни одна государственная институция этим не занималась); организовывать национальные и международные книжные мероприятия, выставки, ярмарки, семинары и тому подобное. Предусмотрено также участие Института книги в совместных проектах с частными заказчиками издательской продукции. Новое учреждение будет реализовывать программы резиденций для писателей, осуществлять дополнительное финансирование библиотек, содействовать развитию отечественной сети книгораспространения, предоставлять юридические и другие консультации украинским и иностранным издательствам.
Отдельное важное направление работы — инициирование научно-исследовательских проектов, осуществление мониторинга и экспертизы, прогнозирование направлений развития книгоиздательской сферы. До сих пор в Украине на своем уровне этим занимались преимущественно лишь общественные организации. На сайте ГНУ «Книжная палата Украины им. И. Федорова» можно ознакомиться со статистикой печати, однако комплексные исследования потребления книгоиздательской продукции и практики чтения в Украине отсутствуют. Нет и сводных, постоянно обновляемых каталогов, в которых можно было бы отслеживать все опубликованные издания. Сегодня привычной является ситуация, когда книги, появляющиеся в регионах, остаются абсолютно неизвестными для общеукраинского читателя. Их, изданных обычно мизерными тиражами, не только никто не читает — библиотеки, торговцы и просто читатели в других регионах часто даже не догадываются об их существовании.
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ: ВОЗМОЖНО ЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО?
Следует отметить, что закон предусматривает также существенные механизмы общественного влияния и контроля. Так, в частности, именно общественные объединения будут делегировать шестерых из девяти членов комиссии, ответственной за проведение конкурса на должность директора Украинского института книги. Правда, последнее слово остается все же за Министерством культуры, которому, собственно, и будет подчиняться вновь созданный институт. Само Министерство из предложенных комиссией кандидатов выберет одного, который и станет директором.
Еще один орган общественного контроля — наблюдательный совет, в который должны войти семь «авторитетных специалистов гуманитарной сферы». Порядок их избрания, как и собственно окончательные полномочия наблюдательного совета, определяются уставом Украинского института книги, однако утверждает окончательный состав все же Министерство культуры. Оно же утверждает окончательную редакцию устава, который должен быть разработан при участии общественных организаций. Наблюдательный совет будет согласовывать ключевые финансовые решения Института и определять общую стратегию его деятельности. Продолжительность каденции директора и наблюдательного совета — пять лет.
«ТАК ЕЛЕГАНТНО ВИГЛЯДАЮТЬ ЛЮДИ, ЯКІ ЧИТАЮТЬ КНИЖКИ» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Главный источник финансирования нового учреждения — государственный бюджет. Однако, кроме этого, законодатель предусмотрел возможность использовать поступления, полученные от управления свободными средствами, имуществом, а также правами интеллектуальной собственности. Ожидается, что Институт будут финансировать также международные организации и благотворители.
ОТ ПРОЕКТА ДО РЕАЛИЗАЦИИ
Приоритеты новосозданного учреждения, перечисленные в законе, безусловно амбициозны и чрезвычайно важны — в целом они соответствуют общемировым тенденциям в этой сфере. Однако по форме и содержанию это скорее декларация — конкретные механизмы реализации не прописаны. Какова вероятность того, что Институт станет действительно эффективным инструментом? Не слишком ли большое поле для маневра и интерпретации оставили законодатели исполнительной власти? Получается, все упирается в личность конкретного руководителя, который возглавит Институт, в его желание и способность работать эффективно. В руководителя, которого, напомним, будет назначать Министерство культуры, то самое министерство, которое многие эксперты обвиняют сейчас в ретроградности и непрогрессивности. Кроме того, очевидно, что воплощение этих планов потребует существенного государственного финансирования. Какие шансы, что оно будет? Ведь в самом законе конкретные суммы не определены, а на грантах и ??средствах от прав интеллектуальной собственности далеко не уедешь...
«В законе деклараций нет — там четко прописаны цели и задачи Института, — комментирует Ирина Подоляк. — Депутаты, конечно, могут заниматься тем, чем должен заниматься Минкульт, но для чего тогда нам такой Минкульт? Все изменения и реформы проводят люди, поэтому личность главы очень важна. Это должен быть мотивированный профессиональный и проактивный человек с хорошими управленческими способностями. Ведь создавать учреждение ему придется ab ovo. Институт должен канализировать все государственные функции, на которые есть спрос в обществе — по поддержке книгоиздания, переводов, участия Украины в международных книжных выставках, поддержке авторов посредством стипендий или тревел-грантов. Институту будет предоставлена возможность дофинансировать проекты, в том числе библиотечные, касающиеся популяризации чтения. Задачи Госкомтелерадио, Книжной палаты должны быть пересмотрены и реформированы. Государственная программа «Украинская книга», которую Госкомтелерадио наконец немного обновил, хотя тоже не совсем должным образом, будет администрироваться Институтом книги. Все процедурные вопросы по созданию учреждения, его директората, наблюдательного совета, объемов финансирования должно решить Министерство культуры. Давно пора отойти от популистской пены и взяться за реальные — скучные, но необходимые дела. Очень важно, чтобы все процессы происходили прозрачно. Инициативы, касающиеся развития гуманитарной сферы, всегда находили поддержку в парламенте. Убеждена, что так будет и впредь».
На взгляд президента Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александра Афонина, ключевой вопрос — кто именно будет руководить Институтом и будут ли в его составе работать компетентные специалисты. «К сожалению, в органах власти сегодня очень много «политических засланцев», прошедших по «квоте» одной из партий, — назвать их квалифицированными управленцами сложно, — считает Александр Афонин. — Необходимы люди, которые имеют четкое представление о болезнях книгоиздательской отрасли Украины и способны предложить необходимые «лекарства». Институт должен работать с первого дня — на обучение и подготовку просто нет времени. Напомню, что Министерство информационной политики свою стратегию разрабатывало целый год, а конкретных действий мы и до сих пор не увидели...».
Александр Афонин подтверждает то, что Украинский институт книги не будет полностью самостоятельной институцией. «Боюсь, если Министерство культуры останется в том кадровом составе, в котором оно работает сегодня, если не обеспечат надлежащее финансирование, из Института книги ничего не получится — появится новая управленческая единица, новые должностные лица, но не будет эффекта... — прогнозирует эксперт. — Директор института должен жестко отстаивать интересы отрасли, а не соглашаться со всем, что будет предлагать министерство. Самое важное — даже не финансирование, а организация работы. На областном и районном уровнях сейчас функционируют сотни управлений культуры, управления по делам прессы и информации, управления образования. Но они не координируют свою деятельность, почти никогда не коммуницируют между собой! Инфраструктура книгоиздательской отрасли — это не только собственно издательства, но также книжная торговля, которую государство оставило вне своего внимания, полиграфические предприятия, которые сегодня не всегда способны обеспечить потребности издательств. Задача вновь созданного Института — не управление, а координация разных субъектов и создание условий, которые будут способствовать их сотрудничеству. На мой взгляд, одним из приоритетов должна также стать поддержка специализированной, научной литературы, подготовка и издание которой стоит часто в несколько раз больше, чем издание художественных книг. Сегодня если кто-либо из издателей все же решается работать в этом направлении, конечная стоимость продукта делает его недоступным для потенциального потребителя. Именно здесь государство должно проявить свою позицию».
По словам Александра Афонина, подписанный Президентом закон создает условия, необходимые для реализации всех этих планов. Кажется, не хватает мелочи...