Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Майдан как художественный артефакт

Сначала в Вашингтоне, а теперь в Киеве культуролог Наталия Мусиенко представила свою новую книгу
26 ноября, 2015 - 17:07
АВТОР АНАСТАСИЯ НЕКИПЕЛА, «НАША СИЛА В ЄДНОСТІ»

Почему об искусстве? Потому что Майдан был территорией искусства. Автор напоминает нам об этом своим исследованием.  Наталия Мусиенко — киевский культуролог и общественный деятель. Ежедневно бывая на Майдане, поняла: там были представлены все виды искусства. Ее камера фиксировала разные события, профессионально выхватывая среди них художественные. Могучая, импульсивная творческая энергия захлестнула площади и улицы Киева и интернет-пространство, меняла, формировала новое измерение общества и страны. И мира. Сила творческого выражения поражала и вдохновляла. Сам Майдан стал величественным художественным артефактом. Ученый и исследователь городского пространства Наталия Мусиенко очертила в книге основные тенденции этого явления.

Первая презентация книги состоялась 9 ноября 2015 г. в Вашингтоне, в Международном центре поддержки ученых им. Вудро Вилсона, о чем рассказал зрителям «Голос Америки». Вторая — 22 ноября в Киеве, в Национальном музее истории Украины в рамках открытия путешествующей выставки украинских художников «Правдиві свідчення: від Революції Гідності до сьогодення», которая будет длиться до 6 декабря 2015 г.

Книга состоит из четырех глав. Временные рамки первой и второй — ноябрь 2013 г. — февраль 2014 г. Автор делает акцент на искусстве, которое родилось тогда на Майдане. Наталия Мусиенко исследует инсталляции, искусство плаката, фотографию, художественные выставки, скульптуру, живопись, творческие ячейки, музыку, театр, кино, литературу, перформанс и зарубежные художественные акции в поддержку Майдана.

Автор подчеркивает важность каждого художника, каждой личности в этом могучем креативе, фиксирует их вклад в общий творческий подъем. Важны пунктуальные академические ссылки на многочисленные журналистские исследования этого периода. Все упомянутые автором имена бережно собраны в именном указателе книги.

В третьей и четвертой главах книги автор рассказывает о путешествующей выставке посвященных Майдану произведений украинских художников, которая путешествует по Украине и США, об их новом прочтении во время, когда война с Россией изменила акценты и приоритеты жизни. Наталия Мусиенко придумала путешествующую выставку во избежание проблем транспортировки и страхования работ, что требует больших финансовых расходов: разрабатывается концепция, потом собираются соответствующие художественные произведения, делаются их высококачественные изображения в электронной форме. Принимающая сторона делает их качественную печать и монтирует экспозицию. Практически это выставка плакатов, но такой подход символичен. Ведь именно плакаты были выразительной доминантой Революции достоинства, во время которой Киев стал плакатной столицей мира. Следовательно, логика перенесения выставки о Майдане за океан на языке плаката очевидна.

В проекте принимают участие 17 украинских художников: Юлия Беляева, Глеб Вышеславский, Антон Гаук, Елена Голуб, Марьяна Гончаренко, Андрей Ермоленко, Никита Завилинский, Марьян Лунив, Олекса Манн, Роман Михайлюк, Анастасия Некипила, Мария Павленко, Иван Семесюк, Андрей Сидоренко, Татьяна Русецкая, Ирина Хованец, Оксана Чепелик. Сокуратором выставки вместе с Наталией Мусиенко стал художник Андрей Сидоренко, арт-менеджером — художник Марьян Лунив, сотрудник программы им. Фулбрайта.

Оригиналы работ имеют всевозможную технику исполнения: живопись, ассамбляж, коллаж, фотография, видео, вышивка. Унификация на языке плаката придает им новое звучание, позволяет демократически и мобильно показать выставку в разных городах, университетах, учреждениях. После Киева выставку увидел Вашингтон. Вилсон Центр, а затем наше Посольство в Украине. Образы Майдана вызвали заметный интерес в США. Выставка стала важным просветительским шагом, проявлением культурной дипломатии и имеет огромный творческий потенциал. После Вашингтона выставка направилась в Государственный университет штата Арканзас, где продолжалась с 20 августа по 20 ноября 2015 г. Одновременно с США выставка путешествует по Украине. Побывала в Виннице, Каменец-Подольском, Черновцах, Ивано-Франковске и Калуше.

Автор находит интересное решение подачи материала для англоязычного читателя — две короткие главы: первая и четвертая — являются сжатым описанием искусства Майдана и выставки о Майдане. Таким образом англоязычный читатель имеет возможность понять идею книги и прекрасный иллюстративный материал, который был подобран и воплощен художником и дизайнером книги Марьяном Лунивым. Книга об искусстве особенно зависит от своего художественного творческого воплощения — Луниву удалось его сделать выразительно и профессионально. Издание книги поддержали программа академических обменов им. Фулбрайта, Киевский офис Института Кеннана и благотворительная организация «Фулбрайтовский круг».

Книга «Мистецтво Майдану» увидела мир накануне второй годовщины Майдана. Автор Наталия Мусиенко уверяет, что не спешила ни к каким датам. Спешила, чтобы сохранить и запечатлеть в нашей памяти яркие моменты Майдана как территории искусства. И ей, безусловно, это удалось.

Оксана КАНДЫБА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ