Часто письмо становится не только информативным носителем, но и литературным и даже художественным событием. Эпистолярная литература давно уже стала самостоятельным жанром. Существует такое понятие, как роман в письмах. Переписку великих людей издают отдельными книгами. Находка письма, написанного кем-либо из значительных деятелей прошлого, становится сенсацией, долго обсуждаемой на страницах прессы.
Не удивительно, что в конце концов как переплет книги стал особым видом искусства, так и обыкновенный конверт стал арт-объектом. Сначала на Западе, а потом и во всем мире появилось такое явление, как мэйл-арт.
ИСТОРИЯ
Примерно с середины пятидесятых годов прошлого столетия выпускник Блэк Маунтин колледжа Рэй Джонсон начал рассылать по почте свои коллажи. В конверты с коллажами также вкладывались списки адресатов, на чье имя рассылались письма, часть из которых были вымышленными персонажами. Реальные получатели этой корреспонденции были арт-критики, художники и другие участники художественного процесса, преимущественно на Западе. Хотя нередко свои послания Джонсон отправлял и в другие части света, скажем, в Японию. Такая деятельность привела к тому, что через несколько лет появилась целая сеть художников, мыслящих нестандартно, связанных между собой при помощи почты.
NEW YORK CORRESPONDENCE SCHOOL
В 1962 году журналист Эд Планкет, в своей статье, посвященной деятельности Джонсона, назвал это явление «Нью-йоркская школа корреспонденции». Это название было созвучно модной в то время «Нью-йоркской школы художников», в которую входили Боб Раушенберг, Джексон Поллок, де Кунинг и другие мэтры авангарда. Заодно пародировался и бесконечный спам, в котором предлагалось потребителям обучиться живописи по почте. Таким образом, убежденные альтернативщики, не выходя из подполья, выстроили свою арт-систему, названную впоследствии мэйл-артом.
ПЕРВЫЕ ВЫСТАВКИ
Первая крупная выставка мэйл-арта состоялась в 1970 году в музее Уитни (Нью Йорк). Организаторами выступили Рэй Джонсон и Марсия Такер (куратор музея Уитни). Художникам были разосланы приглашения на участие в выставке. Потенциальные участники должны были выслать свои работы на адрес музея. Все присланное было показано зрителям в рамках проекта без предварительного отбора. Чуть позже американским художником Лоном Шпигельманом были озвучены основные правила мэйл-арта (отсутствие жюри, отбора и возврата работ, документация всем участникам). Тогда же, в 1970-х, были провозглашены лозунги движения: «Мэйл-арт и деньги не смешиваются», и «Мэйл-арт использует институции в местах институций против институций». Наверное, это были самые демократические художественные манифесты того времени. Неудивительно, что количество выставок мэйл-арта с каждым годом увеличивалось. Если в 1975 году их состоялось только пять, то в 1979-м — уже 75.
В 1972 году Журнал «Ролинг Стоун» опубликовал статью Томаса Олбрайта о мэйл-арте. Движение докатилось до термина «художественное явление». Выставки, интервью, программные заявления ведущих артистов. Казалось течение, окончательно упаковавшись в глянцевую обложку, стало клубом избранных. Ничуть.
КОНЕЦ И ВНОВЬ НАЧАЛО
Но все это было потом. Тогда, в начале 1970-х, Джонсон объявил о том, что «школа корреспонденции» умерла. Было даже отправлено соответствующее письмо в отдел некрологов в New York Times. Повод был формальным (подобная школа появилась в Канаде). Но структура Джонсона немедленно возродилась под вывеской «Университета Будды Рэя». Также были организованны клубы с причудливыми названиями: «Клуб голубоглазых», «Фан-клуб Паломы Пикассо». Дело не стояло на месте.
ИДЕОЛОГИЯ
Получилось так, что у мэйл-арта не единый, а коллективный автор. Децентрализация структуры, демократические правила игры, отсутствие иерархии — все эти особенности объясняют столь длительное существование сети мэйл-арт. Разные художники в рамках проектов складывают как бы единую мозаику, очертив, таким образом, основные тенденции современного искусства. В этой панораме присутствует множество направлений, таких как бук-арт, боди-арт, коллаж, графика, фотография и даже те направления, которые еще не обрели собственного имени.
Такое положение вещей дало возможность течению распространиться практически на все континенты. В Европе Клаус Грох с помощью ксерокса рассылал новости о международной художественной кооперации, информацию о коллективных проектах в сети. Теперь на конвертах можно было встретить почтовые штампы не только США и Великобритании, но и Уругвая, Австралии, Польши, Югославии и других стран.
ПОЧТА СССР
В 1989 году, тогда еще в СССР, в журнале «Искусство» вышла статья «Где собака зарыта», автором которой был Сергей Сигей, известный художник. Статья была посвящена мэйл-арту. Так наконец-то всемирно признанное движение дошло и до наших просторов. Появились первые артисты, кстати, сразу замеченные на Западе: не столько качеством своих работ, сколько самим фактом, что они из СССР.
УКРАИНА В СЕТИ
В 2008 году организаторами проекта «45 лет школы корреспонденции Рея Джонсона» выступили Александр Моцар (Киев) и Юрий Гик (Москва). Всего было прислано 233 визуальные работы от 70-ти художников из 18-ти стран — от США до Малайзии и Македонии. Среди участников были Джон Беннет, Добрица Камперелич, Страдада, Джон Хелд-младший и другие лидеры художественного процесса на Западе. Биллом Вилсоном были высланы уникальные фотографии самого Рея Джонсона, ранее нигде не публиковавшиеся.
P.S. Постепенно это стало само собой разумеющимся фактом. И сейчас никого не удивляет, что на альтернативном конверте стоит штамп Украины, России, или Казахстана.