Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Между отдыхом и самопознанием

2 декабря, 2010 - 19:23

«Давайте читать, потому что деградируем», — таким был лозунг львовского Форума издателей в 2003 году. Похоже, он ничуть не утратил свою актуальность ныне. В то время, когда пресса, телевидение, радио и интернет большей частью развлекают людей или занимают околополитической суетой, литература остается едва ли не единственным этико-эстетическим спасением от окончательного отупения, хотя, конечно, и среди книжных изданий встречается откровенная «жвачка» и «макулатура». А каковы, например, современные читательские вкусы полтавцев? Ответ на этот вопрос мы попробовали найти во время традиционного опроса «Дня».

Валерий АНИКЕЕНКО, заместитель директора компании по аренде жилья Welcome to Poltava:

— Ныне из-за занятости на работе не успеваю много читать, как мне бы того хотелось. Когда выпадает немного свободного времени, охотно читаю поэзию. Есть сборники Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Владимира Высоцкого. Недавно приобрел книжку стихотворений Александра Ирванца «Мій хрест». Также мне очень нравятся стихи Юрка Позаяка, которые, правда, читаю в интернете, а не в печатном виде. Еще со студенческих лет запомнил его остроумные стихи: «У Ганни і Гени у генах рентгени», «Слоника замучили кляті москалі». Нам нужно было на занятии по лингвистическому анализу текста исследовать литературные произведения современных писателей, я выбрал Юрка Позаяка. Отксерил его тексты, прочитал с удовольствием и до сих пор их помню.

Из прозы в настоящее время читаю роман «Чорний Ворон» Василия Шкляра и сборник избранной эссеистики «Диявол ховається в сирі» Юрия Андруховича, на очереди — его ранние произведения, потому что «Московіаду» и «Таємницю» уже «проглотил». Если хочу развлечься, читаю произведения в жанре фэнтези, например, «сказочки» Анджея Сапковского.

Мария ЖЕГЛОВА, студентка факультета филологии и журналистики Полтавского национального педагогического университета им. В. Г. Короленко:

— Кроме книг, которые мы изучаем в университете по программе украинской и зарубежной литературы, я, конечно, читаю кое-что для собственного удовольствия. Вообще, нравится читать такие произведения, в которых современный человек может себя как-то найти. Даже если взять того же Любка Дереша, который показывает действительность во всей ее жестокости. Но больше всего меня поразил роман «Солодка Даруся» Марии Матиос. Он оставляет очень неоднозначные мысли. Ныне читаю повесть Михаила Миценко «Пізнай самого себе».

Особенно мне нравятся книги Януша Леона Вишневского. Это вообще легендарная фигура, но не нужно относиться к ней с фанатичным восторгом. Он пишет о таких непростых вещах, как любовь, жизнь, вера в Бога. Я прочитала почти все его книги: «Одиночество в сети», «Постель», «Любовница», «Молекулы эмоций». Также люблю классику, например, «Гранатовый браслет» Куприна, романы Достоевского и Бальзака, в произведениях которого есть много интересных вещей: «Испивая чашу удовольствия до дна, мы обнаруживаем там больше гравия, чем перлов».

Ирина САДОВНИКОВА, журналистка газеты «Біла альтанка»:

— Обычно читаю разнообразную литературу: ту, что советуют мне друзья, или ту, которая мне интересна, которую нахожу в книжных магазинах. Люблю читать философские произведения, размышления, жизненные истории, приключения. Конечно, нравится перечитывать классику. У меня на очереди много книг. Только что начала читать «Ворошиловград» Жадана, потом — «Роковые маршруты» Женишбека Назаралиева о реабилитационных центрах для наркозависимых в Казахстане, исследования какого-то питерского института о феномене девичьих дневников.

Мне нравятся проза и эссе Юрия Андруховича — за интересный взгляд на мир, за лингвистическую и фонетическую эстетичность, интересно проследить, как писатель обыгрывает некоторые слова и фразы, как он это вплетает в описание событий. В ближайшее время планирую прочитать произведения Маркеса, Борхеса, относительно новый роман «Т» Пелевина. Из последних книг привлекла внимание «Метель» Сорокина. Слышала, что в издательстве «Фоліо» с ужасными, уродливыми обложками вышли переводы его романов на украинский язык. Не читала их на украинском языке, пока есть возможность читать на русском. Может, когда-то возникнет иная необходимость и интерес. На английском языке я до сих пор читаю роман Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки» (One Flew Over the Cuckoo’s Nest).

Евгения ИСТОМИНА (НАЙЧУК), поэтесса, автор сборника «Життя ожини»:

— Люблю читать сказки и исторические книги, например, «Марию Стюарт» Стефана Цвейга. Сейчас читаю «Ганнибала» Джека Линдсея. Если говорить о поэзии, то недавно прочитала сборники «Поет в повітрі» Василия Герасимьюка, «Кримінальні сонети» и «Писати мисліте» Ивана Андрусяка. Также мне запомнилась книга стихотворений «Ще одна молитва» Яна Твардовского. Его произведения серьезны, не такие, как ныне любят писать — всевозможные «выкаблучивания». Хотя это и украинский перевод, но в стихах чувствуется польский синтаксис. Из коллег-ровесников прочитала сборник «Вертикаль» интересной и самобытной поэтессы Натальи Трикаш из Полтавы.

Нравится мне и детская литература — произведения Клайва Степлза Льюиса, который написал «Хроники Нарнии», у него есть интереснейшие «Письма баламута», сказки «Все об ежике, мишке, львенке и черепахе» Сергея Козлова, «Хто боїться зайчиків» Ивана Андрусяка (это, между прочим, победитель конкурса «Золотой аист»). Книгу Андрусяка купила в Полтаве в магазине «Планета», где есть куча детских книжек, которые бы я охотно прочитала.

Недавно закончила читать роман «Последний магнат» и рассказ Френсиса Скотта Фитцджеральда. Это представитель «потерянного поколения», поколения джаза, он писал о «позолоченной молодежи», разоблачая всю ее искусственность. Кстати, на французском языке это словосочетание звучит именно как «позолоченная молодежь», а уже до нас это выражение пришло как «золотая молодежь».

Диана ЛИТВИНЕНКО, главный редактор телевизионной студии «Місто»:

— Мои читательские предпочтения имеют две крайности: я люблю «легкую» и «тяжелую» литературу. Мне не нравятся детективы и что-то такое предсказуемое. Очень люблю читать «наивные» книги норвежского писателя Эрленда Лу «У власти женщины», «Наивно. Супер», «Лучшая страна в мире». Я бы сказала, что это сказки для взрослых, причем написанные почти ребенком. У него такой детский взгляд на простые вещи. Это — литература для отдыха, чем она мне, собственно, и нравится. Из «тяжелого» люблю Харуки Мураками и Милана Кундеру. Я, по-видимому, раз пять перечитывала его книгу «Нестерпимая легкость бытия». Очень депрессивное произведение, после него депрессия становится еще большей, но почему-то оно мне нравится.

Ныне нахожусь в процессе чтения романа «Сумерки» Стефани Майер, по которому снят фильм, хотя книга, как всегда, более интересная. Я уже осилила три ее предыдущие части. А вообще мой любимый писатель — Джек Лондон. Нравятся книги «Маленькая хозяйка большого дома», «Дочь снегов», в целом вся его «северная» серия. Возможно, это так, потому что мне кажется, что я в прошлой жизни родилась на крайнем севере России. Когда читаю об Аляске, то настолько вживаюсь в это, что мне буквально все знакомо и близко по тематике.

Сергей ШЕБЕЛИСТ, Полтава
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ